Становление суверенной республики Татарстан
Страница 5

История » История Татарстана с древнейших времен до наших дней » Становление суверенной республики Татарстан

Принятие Конституции Республики Татарстан. К разработке Конституции Татарстана были привлечены авторитетные специалисты казанской школы права, облеченные доверием народа татар-станс-кие политики, деятели науки и культуры, а также международные эксперты из дальнего зарубежья. Конституция должна была исходить из исторического опыта национального государства поволжских тюрко-татар (булгаро-татар) IX—XVI вв. и Татарской автономной республики, отображать политические и социально-экономические реалии, сложившиеся в Татарстане в 90-х годах в связи с принятием Декларации о государственном суверенитете, учитывать тенденцию трансформации российского унитарного государства в договорно-конституцион-ную федерацию.

В ходе подготовки проекта Конституции татарстанцы продолжали поддерживать основные принципы государственного становления Татарстана: суверенитет и собственный статус в составе Российской Федерации. Попытка федерального центра оказать давление на Татарстан вызвала ответную реакцию. Татарстанцы не стали участвовать в выборах президента Российской Федерации. Б.Н. Ельцину не удалось взять в Татарстане 25-процентный барьер явки избирателей на выборы. Твердая решимость Татарстана войти в семью цивилизованных стран, имея правовое государство и современное гражданское общество, была широко поддержана татарами, проживавшими за пределами республики. Принципиальная политика Татарстана, нацеленная на то, чтобы правовым путем отстаивать свою независимость и в то же время сохранять партнерско-дружеские отношения с Россией, с русским народом, обретала поддержку также среди демократической общественности России. К демократическому опыту Татарстана приглядывались другие республики Российской Федерации. Начался процесс узнавания и поддержки Татарстана в зарубежном мире.

Опубликованный в печати проект Конституции с интересом обсуждался в республике и за ее пределами. В центре дискуссии оказались, как и предполагалось, вопросы о суверенитете республики, отношении республики с федеральным центром, собственности и рыночного хозяйства, о правах и свободах личности, межнациональных и межконфессиональных отношениях, гражданстве, языках и т.д. Общая идея национального освобождения и конкретные проблемы национального возрождения, обсуждавшиеся ранее в среде демократического общественного движения в качестве целей, превратились в конкретные меры практической реализации. Суверенитет, например, воспринимался как состояние, когда люди сами должны создавать себе достойные условия жизни и отстаивать свое право пользоваться результатами своего труда при честном участии в государственных расходах республиканского и федерального уровней.

Успешно прошел проект Конституции международную правовую экспертизу, подтвердившую его соответствие международным демократическим стандартам. Уважая результаты народного голосования об основных параметрах государственного суверенитета Республики Татарстан (референдум 21 марта), Верховный Совет Республики 6 ноября 1992 г. единогласно принял Конституцию Татарстана. Татарстан в прошлом имел опыт Конституции автономной республики. Теперь речь шла о Конституции суверенной Республики Татарстан, выразившей желание добровольно войти в состав Российской Федерации со своим новым статусом, в качестве ее самостоятельного равноправного субъекта.

Статья 1 Конституции гласит: "Республика Татарстан — суверенное демократическое государство, выражающее волю и интересы всего многонационального народа республики .

Суверенитет и полномочия государства исходят от народа. Государственный суверенитет есть неотъемлемое качественное состояние Республики Татарстан".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Реформы Петра I
Деятельность Петра можно условно разделить на два периода: 1695–1715 и 1715–1725 года. Важной особенностью первого периода является решение задач внутреннего переустройства страны из-за Семилетней войны. Реформы проводились в основном силовыми методами и сопровождались грубым вмешательством государства в экономику (регулирование торго ...

«Я по­до­шел ко вхо­ду в боль­шую пе­ще­ру…»
«Под­чи­ня­ясь жад­но­му сво­ему вле­че­нию, же­лаю уви­деть ве­ли­кое мно­же­ст­во раз­но­об­раз­ных и стран­ных форм, про­из­ве­ден­ных ис­кус­ной при­ро­дой, блу­ж­дая сре­ди тем­ных скал, я по­до­шел к вхо­ду в боль­шую пе­ще­ру. На мгно­ве­ние я ос­та­но­вил­ся пе­ред ней по­ра­жен­ный… Я на­кло­нил­ся впе­ред, что­бы раз­гля­деть, ...

Современ. система экономических архивов в США
С середины 80-ых начинается соврем. этап разв. Экон.архивов. Прежде всего он характеризуется завершением в целом оформления системы архивного распределения экономических и бизнес-источников. Достаточно четко просматриваются ее основные уровни: 1) национальный; 2) местный; 3) региональный; 4) локальный специализированный; 5) предпринимат ...