Становление суверенной республики Татарстан
Страница 5

История » История Татарстана с древнейших времен до наших дней » Становление суверенной республики Татарстан

Принятие Конституции Республики Татарстан. К разработке Конституции Татарстана были привлечены авторитетные специалисты казанской школы права, облеченные доверием народа татар-станс-кие политики, деятели науки и культуры, а также международные эксперты из дальнего зарубежья. Конституция должна была исходить из исторического опыта национального государства поволжских тюрко-татар (булгаро-татар) IX—XVI вв. и Татарской автономной республики, отображать политические и социально-экономические реалии, сложившиеся в Татарстане в 90-х годах в связи с принятием Декларации о государственном суверенитете, учитывать тенденцию трансформации российского унитарного государства в договорно-конституцион-ную федерацию.

В ходе подготовки проекта Конституции татарстанцы продолжали поддерживать основные принципы государственного становления Татарстана: суверенитет и собственный статус в составе Российской Федерации. Попытка федерального центра оказать давление на Татарстан вызвала ответную реакцию. Татарстанцы не стали участвовать в выборах президента Российской Федерации. Б.Н. Ельцину не удалось взять в Татарстане 25-процентный барьер явки избирателей на выборы. Твердая решимость Татарстана войти в семью цивилизованных стран, имея правовое государство и современное гражданское общество, была широко поддержана татарами, проживавшими за пределами республики. Принципиальная политика Татарстана, нацеленная на то, чтобы правовым путем отстаивать свою независимость и в то же время сохранять партнерско-дружеские отношения с Россией, с русским народом, обретала поддержку также среди демократической общественности России. К демократическому опыту Татарстана приглядывались другие республики Российской Федерации. Начался процесс узнавания и поддержки Татарстана в зарубежном мире.

Опубликованный в печати проект Конституции с интересом обсуждался в республике и за ее пределами. В центре дискуссии оказались, как и предполагалось, вопросы о суверенитете республики, отношении республики с федеральным центром, собственности и рыночного хозяйства, о правах и свободах личности, межнациональных и межконфессиональных отношениях, гражданстве, языках и т.д. Общая идея национального освобождения и конкретные проблемы национального возрождения, обсуждавшиеся ранее в среде демократического общественного движения в качестве целей, превратились в конкретные меры практической реализации. Суверенитет, например, воспринимался как состояние, когда люди сами должны создавать себе достойные условия жизни и отстаивать свое право пользоваться результатами своего труда при честном участии в государственных расходах республиканского и федерального уровней.

Успешно прошел проект Конституции международную правовую экспертизу, подтвердившую его соответствие международным демократическим стандартам. Уважая результаты народного голосования об основных параметрах государственного суверенитета Республики Татарстан (референдум 21 марта), Верховный Совет Республики 6 ноября 1992 г. единогласно принял Конституцию Татарстана. Татарстан в прошлом имел опыт Конституции автономной республики. Теперь речь шла о Конституции суверенной Республики Татарстан, выразившей желание добровольно войти в состав Российской Федерации со своим новым статусом, в качестве ее самостоятельного равноправного субъекта.

Статья 1 Конституции гласит: "Республика Татарстан — суверенное демократическое государство, выражающее волю и интересы всего многонационального народа республики .

Суверенитет и полномочия государства исходят от народа. Государственный суверенитет есть неотъемлемое качественное состояние Республики Татарстан".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Причины феодальной раздробленности и особенности образования самостоятельных княжеств
Со второй трети XII-века на Руси начался длившийся до конца XV-века период феодальной раздробленности, через который прошли все страны Европы и Азии. Феодальная раздробленность как новая форма государственной политической организации, сменившая ране - феодальную Киевскую монархию, соответствовала развитому феодальному обществу. Феодаль ...

Довоинское обучение в Спарте
Чему же обучались в таких условиях юные спартанцы? Муштра имела основной задачей сделать их солдатами: все приносилось в жертву этой единственной цели, и прежде всего— интеллектуальная сторона образования, отныне сведенная к минимуму: «Спартанцы считают за благо, чтобы дети не учились ни музыке, ни грамоте. Напротив, ионийцы считают неп ...

Торговля
Появлению в XIV—XV вв. первых мануфактур капиталистического типа должно было содействовать формирование торгового капитала и проникновение его в производство. Такой капитал мог накопиться лишь в процессе развития товарно-денежных отношений. И главную роль при этом сыграли: ♦ развитие торговли; ♦ оформление купечества в сос ...