Становление суверенной республики Татарстан
Страница 4

История » История Татарстана с древнейших времен до наших дней » Становление суверенной республики Татарстан

В мае 1992 г. в Казани собрались представители общественно-политических и национально-культурных организаций татар, русских, чуваш, мари, мордвы, удмуртов, евреев, немцев и других национальностей, чтобы обсудить общереспубликанские и частные национально-культурные проблемы, наметить пути их решения. Съезд определил направления укрепления межнационального доверия и гражданского согласия в РТ, одобрил политику укрепления государственного суверенитета республики, высказался за развитие равноправных связей с Россией и входящими в нее республиками и областями, со странами ближнего и дальнего зарубежья. Было принято решение образовать Ассоциацию национально-культурных обществ (АНКО) РТ. Учитывалось и то, что республика является многоконфессиональной страной. Представители конфессий, прежде всего мусульманского и православного духовенства, высказались за развитие веротерпимости и укрепление гражданского согласия.

Национально-культурные общества и конфессиональные учреждения получили материальную базу для своей деятельности. Конфессиям были возвращены их молельные дома. Национальным обществам было выделено эфирное время на телевидении и радио. В августе 1993 г. началось издание еженедельной газеты "Сувар" на чувашском языке.

В начале февраля 1992 г. в Казани проходил Всетатарский съезд представителей семимиллионной татарской нации. В его работе участвовали более 800 делегатов из Татарстана и областей компактного проживания татарского населения России и других стран СНГ. Основная дискуссия шла по вопросам о статусе РТ, возрождении татарского национального языка, татарском национальном просвещении и культуре. Единодушно был поддержан государственный суверенитет Татарстана. Было высказано мнение о необходимости специального национального органа для координации процессов возрождения социокультурной жизни татарского населения, проживающего за пределами РТ.

Двуаспектность татарского национального движения (содействие становлению татарской национальной государственности и обеспечение социокультурного возрождения татарской нации в целом) довольно четко была выражена на Всемирном конгрессе татар, проходившем в июне 1992 г. в Казани. Открыл заседание конгресса 19 июня премьер-министр Татарстана Мухаммад Сабиров. Приехали на конгресс представители татарского народа из Башкортостана, Узбекистана, Казахстана, Тюменской области, с Урала, Поволжья, из Москвы, Санкт-Петербурга, Сибири, из дальнего зарубежья — США, Турции, Финляндии, Германии, Польши, Японии, Австралии, Китая, Швеции, Норвегии, Румынии. Конгресс создал Исполнительный Комитет с местопребыванием в городе Казани. Председателем Исполкома был избран профессор И.Р. Тагиров. Исполкому, признанному международной организацией, предстояло работать, взаимодействуя с органами власти Татарстана, не подменяя их. Главными среди функций Исполкома были объявлены "всестороннее содействие социально-экономическому, национально-культурному и политическому развитию Республики Татарстан", "посредническая деятельность по разрешению татарских этно-ре-гиональных проблем на основе соблюдения общедемократических норм, по удовлетворению духовных потребностей татар, проживающих за пределами Татарстана".

Конгресс обратился к народам и государствам мира, Организации Объединенных Наций с просьбой признать Республику Татарстан суверенным государством. В обращении ко всем представителям татарского народа в мире содержался призыв "объединить свои усилия вокруг гуманных идей культурно-национального возрождения нации, демократического становления и развития государственности Республики Татарстан".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Образование
Начальное образование получил в Ревеле у профессора Сигизмунди, изучил латинский и немецкий языки (1748—1751). Продолжил образование в Германии в Гёттингенском университете (до мая 1755), изучал естественные науки и металлургию у Галлера, Геснера, Зегнера, Мейера и других известных профессоров. Далее во Фрайбергской академии изучал мет ...

Государственное образование в Спарте
В своей классической форме Спартанское образование имело совершенно определенную цель: «выучку» гоплита (именно тяжелая пехота создала военное превосходство Спарты, которая будет побеждена лишь в результате тактических нововведений афинянина Ификрата и великих фиванских полководцев IV века, продвинувших вперед военное дело). Организован ...

Правотворческая деятельность в Чехии XV – XII вв.
Избрание Владислава Ягеллона, чей отец Казимир IV был польско-литовским государем, на престол Чехии, а затем и Венгрии отражало характерную для Центральной и Восточной Европы тенденцию к образованию многонациональных государств. Заключение чешско-венгерского династического союза было форсировано возросшей к исходу XV в. турецкой угрозой ...