Для России 1993 г. оказался менее благоприятным для переговоров с Татарстаном. Финансово-экономический обвал 1992 г. и усилившееся с осени противостояние между законодательной и исполнительной властью РФ ртвлекли внимание президента Ельцина. В целях укрепления своих позиций он взялся за подготовку новой Конституции РФ и формирование на этой основе парламента. В Москве было созвано Конституционное собрание. Участвуя в работе Конституционного собрания, делегация Татарстана во главе с Минтимером Шай-миевым поддержала предложение демократического крыла собрания о конституционном признании суверенитета республик. Для самого Татарстана наиболее важными были два вопроса: закрепление в Конституции РФ положения о суверенитете Татарстана и отражение в ней особого статуса Татарстана в Российской Федерации согласно татар-станской Конституции и Российско-Татарстанскому договору.
Соответствующие предложения, изложенные в выступлениях Минтимера Шаймиева и вице-президента Татарстана Василия Лихачева, были поддержаны представителями республик. Большинство же членов собрания настояло на тезисе "единая страна Россия, единое российское государство". Конституционное собрание вообще отказалось от формулы "суверенная республика", зафиксированной в "Федеративном договоре". В знак протеста делегация Татарстана покинула Конституционное собрание и сняла с себя ответственность за принимаемые на нем решения. Протест этот был одобрен татарстанцами и татарским населением, проживающим за пределами республики. В интервью корреспонденту "Интерфакс" Василий Лихачев отметил ряд положений, принятых Конституционным собранием, которые ущемляли интересы республик. "Кроме того, — сказал он, — право народов на самоопределение не обозначено как принцип построения федерации, что вызывает, мягко говоря, некоторое недоумение".
Федеральному центру не удалось изолировать Татарстан. Возник феномен "Татарстанская инициатива", завоевавший симпатии в России и за рубежом. 6—8 сентября 1993 г. в Казани прошла международная конференция на тему "Федерализм: глобальные и российские измерения" с участием ученых и политиков-практиков Татарстана, национальных республик, Москвы, правоведов из США, Испании, Индии. Основная дискуссия развернулась вокруг вопроса: "Как строить федерацию?" Официальные лица из федерального центра отстаивали тезис: "Строить федерацию следует "сверху", привлекая к этому делу представителей регионов". Иначе это называется разграничением полномочий и предметов ведения между федеральным центром и республиками. Большинство же участников конференции высказалось за строительство федерации "снизу" по формуле: "Федеральный центр должен иметь столько прав и полномочий, сколько ему делегируют субъекты федерации". Иначе это называется делегированием предметов ведения и полномочий республикой федеральному центру. В заключительном документе конференции дискуссия была подытожена так: "В соответствии с принципами субсидарности именно народам, самоопределяющимся в форме государств-республик, — и определять характер федерации".
Конференция поддержала избранную Татарстаном форму взаимоотношений с Россией. В заключительном документе конференции говорилось: " .Положения статьи 61 Конституции Республики Татарстан об определении Татарстана как суверенного государства, являющегося субъектом международного права, ассоциированным с Российской Федерацией — Россией на основе договора о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения, не противоречат Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации, принципам и нормам международного права".
СССР в середине 1960-х – начале 1980-х гг.
Отношения с США. Начало 70-х гг. было отмечено радикальным поворотом с сторону разрядки международной напряженности. Этому способствовал и достигнутый Советским Союзом военно-стратегический парите с США. Этому способствовали встречи глав СССР и США. Результатом переговоров в 1972г. явилось подписание соглашения об ограничении стратегиче ...
Древнерусская культура X–XIII веков. Культура славян –
язычников
В славянском язычестве прослеживается два направления: поклонение силам природы и культ предков. Наиболее почитаемыми богами у славян были Перун
– бог грома и молнии, Рода
– богиня земли, Дажбог
– бог солнца. Низшими божествами были леший
(лесной бог), кикиморы
(богини болот), русалки(богини рек), домовые
(обожествленный предок, х ...
Детство
и юность
Родился в селении Мерхеули Сухумского округа в бедной крестьянской семье. Отец — Павел Хухаевич Берия (1872—1922). В 1915, с отличием окончив Сухумское высшее начальное училище, Л. П. Берия уехал в Баку и поступил в Бакинское среднее механико-строительное техническое училище. С 17 лет он содержал мать и глухонемую сестру, которые переех ...