Для России 1993 г. оказался менее благоприятным для переговоров с Татарстаном. Финансово-экономический обвал 1992 г. и усилившееся с осени противостояние между законодательной и исполнительной властью РФ ртвлекли внимание президента Ельцина. В целях укрепления своих позиций он взялся за подготовку новой Конституции РФ и формирование на этой основе парламента. В Москве было созвано Конституционное собрание. Участвуя в работе Конституционного собрания, делегация Татарстана во главе с Минтимером Шай-миевым поддержала предложение демократического крыла собрания о конституционном признании суверенитета республик. Для самого Татарстана наиболее важными были два вопроса: закрепление в Конституции РФ положения о суверенитете Татарстана и отражение в ней особого статуса Татарстана в Российской Федерации согласно татар-станской Конституции и Российско-Татарстанскому договору.
Соответствующие предложения, изложенные в выступлениях Минтимера Шаймиева и вице-президента Татарстана Василия Лихачева, были поддержаны представителями республик. Большинство же членов собрания настояло на тезисе "единая страна Россия, единое российское государство". Конституционное собрание вообще отказалось от формулы "суверенная республика", зафиксированной в "Федеративном договоре". В знак протеста делегация Татарстана покинула Конституционное собрание и сняла с себя ответственность за принимаемые на нем решения. Протест этот был одобрен татарстанцами и татарским населением, проживающим за пределами республики. В интервью корреспонденту "Интерфакс" Василий Лихачев отметил ряд положений, принятых Конституционным собранием, которые ущемляли интересы республик. "Кроме того, — сказал он, — право народов на самоопределение не обозначено как принцип построения федерации, что вызывает, мягко говоря, некоторое недоумение".
Федеральному центру не удалось изолировать Татарстан. Возник феномен "Татарстанская инициатива", завоевавший симпатии в России и за рубежом. 6—8 сентября 1993 г. в Казани прошла международная конференция на тему "Федерализм: глобальные и российские измерения" с участием ученых и политиков-практиков Татарстана, национальных республик, Москвы, правоведов из США, Испании, Индии. Основная дискуссия развернулась вокруг вопроса: "Как строить федерацию?" Официальные лица из федерального центра отстаивали тезис: "Строить федерацию следует "сверху", привлекая к этому делу представителей регионов". Иначе это называется разграничением полномочий и предметов ведения между федеральным центром и республиками. Большинство же участников конференции высказалось за строительство федерации "снизу" по формуле: "Федеральный центр должен иметь столько прав и полномочий, сколько ему делегируют субъекты федерации". Иначе это называется делегированием предметов ведения и полномочий республикой федеральному центру. В заключительном документе конференции дискуссия была подытожена так: "В соответствии с принципами субсидарности именно народам, самоопределяющимся в форме государств-республик, — и определять характер федерации".
Конференция поддержала избранную Татарстаном форму взаимоотношений с Россией. В заключительном документе конференции говорилось: " .Положения статьи 61 Конституции Республики Татарстан об определении Татарстана как суверенного государства, являющегося субъектом международного права, ассоциированным с Российской Федерацией — Россией на основе договора о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения, не противоречат Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации, принципам и нормам международного права".
Маршал Жуков Г.К.. Полководческий талант Г.К.Жукова
В новейшей историографии существуют разные мнени0я по поводу полководческого таланта и военной деятельности Г.К. Жукова, но, как представляется, наиболее достоверную характеристику дают полководцы - соратники и лично знавшие Г.К.Жукова люди. На их свидетельства необходимо, на наш взгляд, опираться историкам при оценке полководческой дея ...
«Я подошел ко входу в большую пещеру…»
«Подчиняясь жадному своему влечению, желаю увидеть великое множество разнообразных и странных форм, произведенных искусной природой, блуждая среди темных скал, я подошел к входу в большую пещеру. На мгновение я остановился перед ней пораженный… Я наклонился вперед, чтобы разглядеть, ...
Политические реформы Хрущева
Придя к власти Хрущев провел ряд политических реформ:
– подчинил МВД и КГБ местным партийным органам;
– прекратил репрессии, провел пересмотр дел, реабилитацию заключенных, изменил систему ГУЛАГа;
– на ХХ съезде партии в феврале 1956 года выступил с докладом о культе личности Сталина.
В результате этих реформ ему удалось вывести из ...