Тернистый путь к национальной республике
Страница 8

История » История Татарстана с древнейших времен до наших дней » Тернистый путь к национальной республике

Несмотря на эти протесты, совещание приняло решение созвать Учредительный съезд ТБР. Финансирование должен был осуществлять Наркомнац. Напряженность между татарским национальным движением и Советским правительством, возникшая в результате разгона Волжско-Уральской Республики, была смягчена обещанием создания ТБР; Теперь правительство Ленина могло не спешить. Заместитель наркома по делам национальностей С.С. Пестковский так и заявил: "Сталин . сказал, чтобы с этим делом не торопиться".

Партия мусульманских социалистов-коммунистов. Комиссариат по делам мусульман, переименовавшей себя в связи с принятием Положения об образовании ТБР в Центральный татаро-башкирский комиссариат, вернулся к названию "Центральный мусульманский комиссариат" (ЦМК). Мулланур Вахитов задался целью создать национальную политическую партию, которая стала бы надежной опорой татарского национального движения вообще, Центрального мусульманского комиссариата в создании ТБР, в частности. До этого времени Центральный мусульманский комиссариат опирался на Мусульманские социалистические комитеты (МСК), в рамках которых сотрудничали на местах татарские социалисты, коммунисты, социалисты-революционеры. Сеть этих общественно-политических организаций татарского национального движения после Октября значительно расширилась. После запрещения Советской властью деятельности всех партий, кроме коммунистической, МСК стал единственной легально работающей татарской организацией. К лету 1918 г. кроме Казани МСК действовали в Оренбурге (Уральский МСК), в Архангельске и Вологде, где оказалось много солдат татар и башкортов, Москве, Петрограде, Перми, Самаре, Симбирске, Саратове, Астрахани, Томске, Тюмени, Ташкенте. МСК фактически были организаторами здесь местных мусульманских комиссариатов.

В марте 1918 г. в Москве прошла конференция мусульманских рабочих России, созванная по инициативе ЦМК и МСК Казани, Москвы, Петрограда и некоторых других городов. Обсуждался вопрос о реализации Положения о ТБР и создании в связи с этим политической партии на базе существующих МСК. Конференция решила создать на первом этапе Центральный мусульманский социалистический комитет (ЦМСК) и его Исполком для координации деятельности местных МСК. Председателем Исполкома был избран социалист Мулланур Вахитов, заместителем — коммунист Сахибгарай Саидгалиев. Газета "Кызыл байрак" объявляется органом ЦМСК. Образование ЦМСК стало важным шагом в консолидации татарского национального движения на советской платформе. Началась совместная работа двух централизованных органов (ЦМК и ЦМСК) в направлении реализации Положения о ТБР.

Был положен первый камень и в основание новой национальной партии. Было решено преобразовать существующие местные мусульманские социалистические комитеты в комитеты мусульманских социалистов-коммунистов. Предполагалось, что в мусульманских комитетах социалистов-коммунистов совместно будут работать бывшие члены татарско-башкортских социалистических комитетов и татарско-башкортских секций местных комитетов Российской компартии. ЦМСК и его Исполкому поручалось подготовить проект программы Партии мусульманских социалистов-коммунистов и созвать для провозглашения партии специальную конференцию. Вероятнее всего, Мулланур Вахитов полагал, что это будет национальной партией, стоящей на советской платформе и примыкающей к РКП(б), но автономной, входящей с ней в федеративные отношения.

Конференция одобрила первоначальный проект Программы РКП(б), изложенный Лениным в докладе на VII съезде РКП(б) в марте 1918 г. Одобрение это было не случайным. Самой программы еще не было. В "Материалах по пересмотру партийной программы", представленной Лениным, перечислялось то, что должна была обеспечить Конституция Российской демократической республики. В п. 9 этого перечня говорилось: "Право на свободное отделение и на образование своего государства за всеми нациями, входящими в состав государства. Республика русского народа должна привлекать к себе другие народы или народности не насильем, а исключительно добровольным соглашением на создание общего государства". Участники конференции, очевидно, были уверены, что ТБР, как и другие национальные республики, на этих же принципах будет привлечена к сотрудничеству с "республикой русского народа". Вполне естественно, статус национально-территориальной автономии ТБР мог обеспечить национальный характер политической, социально-экономической, культурной и духовной жизни народа. Позже, в связи с образованием Татарской АССР, представитель Наркомнаца РФ С. Диманштейн писал, что в 1918 г., когда ставился вопрос о ТБР, "речь шла об образовании только советской, а не социалистической республики". Эту особенность ТБР должен был отразить проект разрабатываемой программы партии мусульманских социалистов-коммунистов.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Внешняя политика, военная функция и дипломатия
Несомненно, что какими бы природными богатствами ни обладало государство, его процветание не возможно без активной, а иногда и агрессивной, внешней политики. Египет, особенно во времена империи, был огромной страной. Однако эта страна не была прочной. После каждого периода смуты фараонам приходилось заново объединять страну. Практическ ...

Политические реформы Хрущева
Придя к власти Хрущев провел ряд политических реформ: – подчинил МВД и КГБ местным партийным органам; – прекратил репрессии, провел пересмотр дел, реабилитацию заключенных, изменил систему ГУЛАГа; – на ХХ съезде партии в феврале 1956 года выступил с докладом о культе личности Сталина. В результате этих реформ ему удалось вывести из ...

НЭП в сельском хозяйстве, промышленности и финансах.
Постановление X съезда РКП(б) о замене разверстки продналогом, положившее начало новой экономической политике, законодательно было оформлено декретом ВЦИК в марте 1921 года. Размер налога снизился почти в два раза по сравнению с продразверсткой, причем основная его тяжесть падала на зажиточных сельских крестьян. Декрет ограничивал свобо ...