Тернистый путь к национальной республике
Страница 7

История » История Татарстана с древнейших времен до наших дней » Тернистый путь к национальной республике

Проект Татаро-Башкирской Республики. Мартовско-апрельские репрессии нанесли большой урон татарскому национальному движению. Оказалась перечеркнутой большая работа по образованию Волжско-Уральской Республики, проделанная со времени русской революции 1905 г. Предстояло приложить новые усилия на пути национального освобождения. Как бы ни был труден путь компромисса с Советской властью, национальное движение решило идти по этому пути, согласиться с предложением Советского правительства создать национальную республику по рецептам большевиков. Условия "советской национально-территориальной автономии" были жесткими. Они требовали большевистского классового раскола единой нации и лишения права учавствовать в политической жизни республики всех "не трудящихся", ликвидации частной собственности, запрещения в создаваемой республики деятельности всех несоветских партий и организаций, принятия идеологии большевистского непримиримого атеизма, признания РКП единственной руководящей партией, принятия и проведения политику диктатуры центральной Советской власти. Эти условия ослабляли татарское национальное движение, если не сказать больше, насильствен" но отстраняли от участия в нем Общество мусульманского духовенства (Г. Баруди), Мусульманский комитет с его газетой "Курултай" (Ф. Tyктаров), партию татарских эсеров (С. Максуди), Харби Шура (И. Алкин)

Тем не менее М. Вахитов, Г. Ибрагимов и Ш. Монатов дали согласие. Трудно поверить в то, что они принципиально расходились со своими соратниками по национальному движению и пошли на этот шаг

из желания избавиться от своих политических конкурентов. История национального движения свидетельствует, что они всегда были едины в главных вопросах национального освобождения — сохранения единства нации, создании национальной республики на историческом территории Волго-Урала с многопартийной демократической государственной системой, уважении к исламским духовным ценностям нации, поддержке союза с Россией. Татарскому национальному движению надо было реализовать то возможное, на что давало согласий Советское правительство.

Подготовленный Комиссариатом по делам мусульман проект образования национальной республики 22 марта был одобрен Наркомнац и 24 марта опубликован в печати как "Декрет Народного Комиссариату по делам национальностей о Татаро-Башкирской Советской Республике". Декрет предусматривал создание Татаро-Башкирской Республики Российской Федерации на территории Южного Урала и Средней Волга. Республика должна была включать всю Уфимскую губернию, башкортскую часть Оренбургской губернии. Казанскую губернию за исключением чувашско-марийской части, прилегающие мусульманские части Пермской, Вятской, Симбирской, Самарской губерний. Право окончательного установления границ республики принадлежало Учредительному съезду Советов самой республики. Председатель Советского правительства Ленин, согласившись с Положением о ТБР, 22 апреля подписал телеграмму Советам Казани, Уфы, Оренбурга, Симбирска, Перми, Вятки, Екатеринбурга с предписанием направить в Москву своих представителей и представителей Мусульманских комиссариатов для рассмотрения вопроса о Татаро-Башкирской Республике.

Совещание по вопросу об образовании ТБР проходило в Москве 10—16 мая. Представители татарского и башкортского национальных движений в своих выступлениях на совещании, татарские и башкортские национальные организации на местах в своих телеграммах, посланных в адрес совещания, поддержали предложение о создании ТБР, Не возражали против образования ТБР и предетавители татарского национального движения, не приглашенные на совещание по классовым соображениям, хотя считали это полумерой. Среди представителей местных Советов — участников совещания такого единодушия не было. Карл Грасис (Казанский Совет), И.Я. Тунтул и Ф.Ф. Сыромолотов (Екатеринбургский Совет), Г. Шамигулов (Оренбургский Совет), X. Рамиев (Симбирский Сонет) заявили, что реализация данного Положения "несет с собой расстройство, гибель народного хозяйства, а вместе с тем и пролетариа-га",поскольку национальное правительство, если будет создана ТБР, наберет себе все леса, недра, золотые прииски, продовольствие и т.д. Вернувшись в Казань, К. Грасис выступил на страницах газеты Сонета "Знамя революции" со статьями, в которых назвал ТБР "затеей ослепленных панисламизмом Вахитовых и Ибрагимовых".

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Иван IV Васильевич Грозный (1533–1584)
Иван Грозный вступил на престол семилетним ребенком. Полнота власти до его совершеннолетия принадлежала его матери Елене Глинской . Пользуясь малолетством царя, вокруг престола развернулась борьба боярских группировок Шуйских, Бельских и Глинских за право воспитывать Ивана. Злоупотребления бояр властью послужили причиной крупного народн ...

Социальные движения в XVII веке. Старообрядческий раскол в Русской Православной церкви
Современники назвали XVII век «бунташным », так как народные восстания часто потрясали страну. При изучении социальных движений XVII века надо иметь ввиду, что они порождались не классовыми противоречиями, а совокупностью социальных, национольных и религиозных причин, вызванных кризисными явлениями в обществе. На протяжении XVII–XVIII ...

Историография декабризма (по М. Нечкиной)
После подавления восстания оформилось две концепции: 1) Правительственная – давала резко отрицательную оценку восстанию. Концепция сформулирована в манифесте о восшествии на престол императора Николая I и в ряде официальных документах, посвященных восстанию. Детализирована концепция в «Донесении Следственной комиссии». Концепция не пр ...