Общественно-политическое движение
Страница 1

Политическое положение в татарском обществе. Несмотря на экономическое укрепление и культурный подъем, татарское общество все еще оставалось в ряду политически бесправных наций Российской империи. Революция 1905 г, заставила Николая II отказаться от политики "контрреформ", унаследованной от отца. "Царское самодержавие" было заменено "царской монархией". При самодержавном монархе появилась Дума. Но политическое положение татарского общества не изменилось. Немного присмиревшее в революцию самодержавие перещло в наступление в последовавшие за ней годы реакции. В 1910 г. председатель Совета министров П.А. Столыпин созвал особое совещание по выработке мер, сак говорится в документе, "для противодействия татаро-мусуль майскому влиянию в Поволжском крае". Особо беспокоила власть "религиозно-национальная сплоченность" татар. Далее в документе говорилось, что татары настойчиво ведут "национально-культурное дело, расшатывающее не только вековые устои русской государственной жизни, йо и твердо, казалось, установившееся соотношение политических и культурных сил". Правительству предлагалось принять меры против поползновений татаро-исламской оппозиции. В Щовинистической печати бьша развернута "разоблачительная" кампания, обвинявшая fa-тарское национальное движение в панисламизме и пантюркизме, якобы угрожающих православию и русскому народу. Одновременно правительство готовило почву для антитурецких кампаний в связи с предстоящей войной.

Первые удары данной кампании были направлены против Наиболее общественно активных исламских деятелей, участвовавших в национальном движении. Жандармы составляли списки "видных панисламистов", По фальсифицированному доносу в начале 1911 г. было разгромлено медресе Иж Буби, руководство и мударрисы медресе были арестованы. Тогда же в Казани подверглись обыску дома Галимджана Баруди, имама мечети на Сенном базаре Абдуллы Апанаева. В жандармском управлении оказались доносы о том, что они, а также преподаватель медресе Хади Максуда якобы создали политическую партию в целях отторжения Татарстана от России.

Тогда же правительство Столыпина задумало заменить имеющийся татарский алфавит на арабской графике, кириллицей, которая была уже внедрена среди татар православной веры. Репрессии распространялись и на татарских интеллигентов, выступивших против этой затеи. В том числе был арестован ХаДи Атласи. При этом власти пытались представить татарское национальное движение как антирусское движение, направленное против русского народа и его православной веры. С разУясненией освобоДитсйьйого'характера национального движения тогда выступили многие его представители. Они подчеркивали свою приверженность лучшим традициям татарско-русской совместной жизни. Слова Тукая "Не уйдем" были ответом на появившиеся в шовййистйческой Печати заявления: "Не йравятся русские порядки — уходите к cyлтaнy". Татарскому национальному движению действительно йё нравились самодержавные порядки национального гнета. Нб эФи порядки уже не воспринимались й русским обществом, русским наародом. Антисамодержавное татарское национальное движение отнюдь не было антирусским.

'Татаарское национальное движение, имевшее общую стратегическую линию национального освобождения, в начале XX в. формируется как нациойально-либеральное.

Формирование национально-либерального движения. Инициаторами формирования этого движения выступили наиболее активные в социально-политическом плане представители татарских предпринимателей, национальной интеллигенции к либеральные силы, выде-лиэщиеся из среды исламских деятелей. Среди них были авторитетные ученые — теологи, авторы трудов по истории ислама, теории исламский этики и исламского правд — Ризаеддип Фахреддинов (1859-1936), Муса Бигиев (1873-1949), настоятель крупнейшей в Казани медресе "Мухаммадия" Галимджан Баруди (1857—1922), настоятель медресе Иж Буби Габдулла Буби (1871—1922), исламский теолог, социолог и журщцшст Рашид Ибрагимов (1852—1944). Как ученыегтеолощ и педагоги медресе они уже в конце XIX в. выступили с идеями обновление татарского ислама, освобождения его от устаревших догматов. Большим авторитетом пользовались "Теория мусульманского права" "Основы шариата" М. Бигиева. Широкое распространение имела научно-библиографическая энциклопедия "Асар" (Огеды) Ризаеддина Фахретдинова. Обновил учебный процесс в своем Медресе Галимджан Баруди (здесь в начале XX в. обучались более 500 человек). Обучение здесь велось не только по исламской теологии, но и по светским наукам на уровне своего времени. В этом медресе получили образование Ф. Амирхан, М. Гафури, Г. Камал, Ш. Камал и другие деятели национальной культуры и общественного движения. Составлялись учебники не только для медресе, но и для школ. Г. Бару-ди составил татарско-арабско-иранский словарь и учебник для школ "Савадхан" (Книга для Чтения).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Потеря Ганзой своего значения
Несмотря на все свои коммерческие и ратные успехи, Ганза, консервативная до мозга костей, сама себе постепенно создавала трудности. Ее правила требовали, чтобы наследство делилось между многочисленными детьми, а это препятствовало накоплению капитала в одних руках, без чего "дело" не могло расширяться. Постоянно не подпуская к ...

Поворот к национальному возрождению
Ветры просвещения. Знаменем мирового прогресса в XVIII— XIX вв. становится новый цивилизационный феномен, вошедший в историю под емким названием "Просвещение". Эпоха Просвещения стартовала в Западной Европе. Наиболее видными ее представителями были: в Великобритании — Дж. Локк, во Франции — Волй-тер, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, в Ге ...

Заключение.
Неизвестный пиит заканчивает своё стихотворение «К бульварам» следующими словами: Но не всех же ведь до крошки Нам сюда переписать , Не пора ли сесть на дрожки Да домой уж ехать спать. Тверской бульвар был любимым местом прогулок москвичек лишь до двенадцатого года. С приходом французов в Москву лучшие липы этого бульвара были сруб ...