Общественно-политическое движение
Страница 2

В числе зачинателей либерального движения выделялись предприниматель А. Хусаинов, историк, журналист Йосыф Акчура (1876— 1935), юрист, политик Садри Максуди (1879—1957), ученый, философ Хади Максуди, адвокат, журналист С.Г. Алкин. Они обратили свои взоры на растущее в русском обществе либеральное социально-политическое движение освобожденцев (П. Струве), выступивших под лозунгом введения в России государственного строя конституционно-парламентской монархии, и решили по-своему поддержать русских либералов, считая, что в условиях конституционной монархии условия для национального освобождения будут более благоприятными.

Первая татарская политическая партия. Еще до объявления Манифеста 17 октября, в январе 1905 г. в Казани на конспиративном совещании было принято решение о подготовке татарской политической партии либерально-конституционного направления. Платформу партии должно было составить требование ликвидации национальных и религиозных ограничений, обретение гражданских свобод. В августе 1905 г. в Нижнем Новгороде конспиративно (на прогулочном пароходе) собрался съезд деятелей татарского национального движения, принявших платформу "полного уравнения мусульман с населением русского государства во всех правах политических, гражданских и религиозных".

После объявления Манифеста 17 октября, в январе 1906 г., в Санкт-Петербурге собрался второй съезд татарских национал-либералов. Съезд определил организационную структуру партии. Было решено принять название "Иттифак ал муслимин" (Союз мусульман) и стать партией мусульман-татар всей России. В съезде участвовали также представители Крыма и Кавказа: Исмагил Гаспринский (1852—1914) — редактор известной тогда в тюркском мире газеты "Тарджиман" (Переводчик), А. Топчибашев — азербайджанский юрист, редактор газет "Каспий" и "Геят" (Жизнь) и некоторые другие. Предполагалось, что в партию, кроме татар, могут войти и представители других народов — мусульман. Согласно уставу, принятому на съезде, партия состояла из 16 районных организаций (Санкт-Петербургской, Казанской, Астраханской, Уфимской, Оренбургской, Уральской, Минской, Иркутской, Омской, Семипалатинской, Ташкентской, Ашхабадской, Верненской (Алматы), Бакинской, Симферополь-ской), призванных охватить не только татарское население в Татар-стане, но и татарскую диаспору за его пределами.

В августе 1906 г. на третьем съезде партии были определены идеологические установки партии и ее политическая платформа, выраженные в виде программы. Поддержав политическую линию русских либералов на установление в России государственного строя конституционной монархии, съезд сформулировал следующие требования татарского национального движения. По аграрному вопросу "Иттифак" добивался увеличения земельных наделов татарских крестьян за счет помещичьих, монастырских и иных земель и закрепления этих наде-/юв в качестве их частной собственности. По рабочему вопросу основными требованиями были: свобода деятельности профсоюзов, восьмичасовой рабочий день, обязательное страхование. Среди других требований значились: свобода на проведение собраний, организацию союзов, обществ, учреждений; сохранение государственного языка в центральных учреждениях государства, армии и флоте и установление свободного применения языка преобладающего населения на местах; переход к местному самоуправлению; равноправие конфессий.

Особо рассматривался на съезде вопрос о национальной школе. Было признано целесообразным иметь единую систему образования, предлагалось передать все мектебы в руки общества и содержать все школы за счет государства и местных самоуправлений. Было решено ввести всеобщее начальное образование, включить в программу средней школы в качестве обязательной дисциплины изучение русского

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Культура славян X–XIII веков
После Крещения Руси начался процесс объединения самобытной славянской культуры и культуры Византии, Сербии и Болгарии в русле православия. С начала Х века появляется принесенная из Сербии письменность, созданная братьями Кириллом и Мефодием . Центрами книжности и летописания становятся монастыри. К XI веку письменность была довольно шир ...

Социальное положение населения Древнего Рима
В Риме этого времени наряду с рядовыми общинниками, которых называли плебеями или плебсом (буквально те, кого много), были богатые и влиятельные аристократы-патриции (буквально отцовские), считавшие себя потомками первых римских сенаторов. Плебеи, не принадлежа ни к одному из патрицианских семейств, являлись, тем не менее, юридически с ...

Внутренняя политика императора Александра I Павловича. Движение декабристов
12 марта 1801 года в результате дворцового переворота и убийства императора Павла I Петровича к власти пришел его сын император Александр I Павлович . Александр был воспитан Екатериной II в духе французского просвещения. Вступив на престол Александр должен был лавировать между двумя мощными придворными группировками – либералами и консе ...