Общественно-политическое движение
Страница 5

Татарские социалисты. Пренебрежительное отношение царя Николая II к Думе, столыпинская реакция ослабили в татарском национальном движении веру в возможность перехода России на путь конституционной монархии. В татарском национальном движении постепенно начинают брать верх радикальные силы. В создавшихся условиях они были склонны связывать перспективу национального освобождения с провозглашением в России республики.

Среди татарской революционной молодежи, возлагавшей надеж-ды на программу РСДРП, был Хусаин Ямашев (1882—1912). Учился он в Казани, в медресе "Мухаммадия", затем окончил татарский учительский институт. В годы революции 1905 г. он стал на путь профессионального революционера, сблизился с русскими социал-демократами. Вместе с ним на этот же путь стали З.Ш. Садыков (1883—1912). Г.З. Сайфутдинов (1882—1918) и некоторые другие молодые представители татарского национального движения. При поддержке русских социал-демократов Ямашев в 1907 г. в Оренбурге начал издавать газе-гу "Урал" на татарском языке. Сотрудничали с газетой Сайфутдинов, известный писатель Г. Кулахметов. Газета разъясняла, что программа "Иттифак", ориентированная на национальное освобождение в рамках конституционной монархии, не может привести к цели. Газета считала, что татарское национальное движение должно принять социалистическую программу, содействовать социал-демократам в установлении в России республики и в составе этой республики добиться национального освобождения. Газета убеждала, что татарские крестьяне получат землю только в результате конфискации помещичьих земель, на чем настаивают социал-демократы.

РСДРП, построенная на принципе демократического централизма и признающая будущую Российскую республику только как унитарную, не допускала создания в России социал-демократических организаций по национальному признаку, тем более их автономию. Татарские социал-демократы, ставшие членами РСДРП, могли составлять лишь национальную группу (секцию) при местном комитете. Такой статус не позволял им выступать как самостоятельная сила национального движения. Все вопросы решал социал-демократический комитет. Татарская группа могла лишь проводить его линию в национальном движении, вести социал-демократическую пропаганду на татарском языке.

Более свободно могли вести себя те татарские социалисты, которые сблизились с РПСР. Последняя не запрещала самостоятельного (на автономных началах) функционирования национальных организаций под флагом "социалист-революционер". В начале 1906 г. в Казани было официально объявлено о создании партии татарских социалистов-революционеров. В мае начала выходить ее легальная газета "Тан йолдызы" (Утренняя звезда). Секретарем издания был профессиональный юрист, выпускник Императорского Казанского университета Фуад Туктаров. Это была первая социалистическая газета на татарском языке. Местные комитеты партии, признающие Казанскую организацию своим центром, возникли в Уфе, Оренбурге, Симбирске. Партия татарских эсеров в определенном смысле выросла из недр "Иттифак ал-муслимин". Ее лидер Садри Максуди был членом ЦК партии "Иттифак". В составе партии татарских эсеров были писатель Гаяз Исхаки, профессиональный юрист С.Г. Алкин, в свое время входившие в инициативную группу по созданию партии "Иттифак". Позже, в 1913 г. в Петербурге под редакцией Гаяза Исхаки начала выходить газета "Иль" (Страна), переведенная в 1914 г. в Москву. Во вторую Думу С. Максуди был избран от Казанской губернии и представлял свою партию. Самостоятельность партия сохранила также в составе Думы третьего, а затем и четвертого созывов. Казанское губернское жандармское управление в одном из документов отметило, что эта партия "почти полностью" приняла программу РПСР, ноу пей "национализм сильно выглядывал . Было желание даже именовать представителей этой организации не социалистами-революционерами, а национал-революционерами".

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Торгово-ремесленные поселения
На Руси были ранние ремесленные поселения представлены Пастырским городищем, Зимновским, позднее городищами Ревно, Хотомель и др. Это были обосоленные единичные поселения, связанные с местными округами. Торгово-ремесленные поселения, которым принадлежит важное место среди древнерусских протогоро­дов IX-X вв., возникают на важных торгов ...

Ливонская война
Ливонская война стала "делом всей жизни" Ивана IV Грозного[16] а К.Маркс замечал, что ее целью "было дать России выход к Балтийскому морю и открыть пути сообщения с Европой". Ливония, созданная в XIII веке немецкими рыцарями-меченосцами, представляла собой в XIV веке слабое государство, по сути разделенное между Орд ...

Пётр в Преображенском
Всё свободное время Пётр проводил вдали от дворца — в сёлах Воробьёве и Преображенском. С каждым годом у него увеличивался интерес к военному делу. Пётр одел и вооружил своё «потешное» войско, состоявшее из сверстников по мальчишеским играм. Сначала это был сплошной сброд: “Преображенские конюхи”, как выражалась Софья. Потом этой компа ...