Власть юлия цезаря
Страница 1

За долгое время своей политической деятельности Юлий Цезарь совершенно определённо уяснил себе, что одним из основных зол, вызывающих тяжкую болезнь римского государственного строя, является неустойчивость, бессилие и чисто городской характер исполнительной власти, эгоистический и узкопартийный и сословный характер власти сената.

С первых моментов своей карьеры он открыто и определённо боролся и с тем, и с другим. И в эпоху заговора Катилины, и в эпоху экстраординарных полномочий Помпея, и в эпоху триумвирата Цезарь проводил сознательно идею централизации власти и необходимость разрушить престиж и значение сената. Единоличность, насколько можно судить, не казалась ему необходимой: аграрная комиссия, триумвират, затем дуумвират с Помпеем, за который Юлий Цезарь так цепко держался, показывают, что он не был против коллегиальности или деления власти.

Нельзя думать, чтобы все указанные формы были для него только политической необходимостью. Со смертью Помпея Цезарь фактически остался единым руководителем государства; мощь сената была сломлена и власть сосредоточена в одних руках, как некогда в руках Суллы. Для проведения всех тех планов, которые задумал Цезарь, власть его должна была быть возможно сильной, возможно нестесненной, возможно полной, но при этом, по крайней мере на первых порах, она не должна была выходить формально из рамок конституции. Естественнее всего (так как готовой формы монархической власти конституция не знала и относилась к царской власти с ужасом и отвращением) было соединить в одном лице полномочия обычного и экстраординарного характера около одного какого-либо центра.

Таким центром ослабленное всей эволюцией Рима консульство быть не могло: нужна была магистратура, неподверженная интерцессии и veto трибунов, объединявшая военные и гражданские функции, не ограниченная коллегиальностью. Единственной магистратурой этого рода была диктатура. Неудобство её по сравнению с формой, придуманной Помпеем - соединение единоличного консульства с проконсульством, - состояло в том, что она была слишком неопределённа и, давая в руки все вообще, не давала ничего в частности. Экстраординарность и срочность её можно было устранить, как это сделал Сулла, указанием на её постоянство (dictator perpetuus), неопределённость же полномочий - с которой Сулла не считался, так как видел в диктатуре только временное средство для проведения своих реформ - устранялась только путём вышеуказанного соединения.

Диктатура, как основа, и рядом с этим серия специальных полномочий -вот, следовательно, те рамки, в которые Юлий Цезарь хотел поставить и поставил свою власть. В этих пределах власть его развивалась следующим образом.

В 49 г. (год начала гражданской войны) во время пребывания его в Испании народ, по предложению претора Лепида, выбирает его диктатором. Вернувшись в Рим, Цезарь проводит несколько законов, собирает комиции, на которых его выбирают во второй раз консулом (на 48 г), и отказывается от диктатуры.

В следующем 48 году (октябрь-ноябрь) он получил диктатуру во 2-й раз, на 47-й г. В этом же году, после победы над Помпеем, во время своего отсутствия он получает ряд полномочий: кроме диктатуры - консульство на 5 лет (с 47 г) и трибунскую власть, то есть право заседать вместе с трибунами и производить вместе с ними расследования, - сверх того, право называть народу своего кандидата на магистратуры, за исключением плебейских, право раздавать без жребия провинции бывшим преторам [провинции бывшим консулам распределяет по-прежнему сенат] и право объявлять войну и заключать мир. Представителем Цезаря в этом году в Риме является его magister quitum - помощник диктатора М. Антоний, в руках которого, несмотря на существование а апреля) в третий раз, и консулом; вторконсулов, сосредоточена вся власть.

В 46 г. Цезарь был и диктатором (с концым консулом и magister equitum был Лепид. В этом году, после африканской войны, полномочия его значительно расширяются. Он избран диктатором на 10 лет и в то же время руководителем нравами (praefectus morum), с неограниченными полномочиями. Сверх того, он получает право первым голосовать в сенате и занимать в нём особое кресло, между креслами обоих консулов. Тогда же подтверждено было его право рекомендовать народу кандидатов в магистраты, что равносильно было праву назначать их.

В 45 г он был диктатором в 4-й раз и одновременно консулом; помощником его был тот же Лепид. После испанской войны (январь 44 г) его избирают диктатором пожизненно и консулом на 10 лет. От последнего, как, вероятно, и от 5-летнего консульства прошлого года, он отказался [в 45 г. его выбрали консулом по предложению Лепида]. К трибунской власти присоединяется неприкосновенность трибунов; право назначать магистратов и промагистратов расширяется правом назначать консулов, распределять провинции между проконсулами и назначать плебейских магистратов. В этом же году Цезарю дано было исключительное полномочие распоряжаться войском и деньгами государства.

Страницы: 1 2

Ремесла
Города средневековой Европы заметно отличались от древнерусских. Первые, как пра­ви­ло, не имели сельскохозяйствеенной агломерации, являясь местами жизнедеятельности бюргеров. Феодалы имели собственные поместья-замки; в городах их возможности были ограничены местным самоуправлением. Большинство древнерусских городов находились под власт ...

Кампания 1917–1918 годов
Кампания 1917 года готовилась и протекала в обстановке значительного роста революционного движения во всех странах. Среди народных масс на фронте и в тылу усиливался протест против войны с её огромными потерями, резкого снижения жизненного уровня, роста эксплуатации трудящихся. Огромное влияние на дальнейший ход войны оказали революцион ...

Появление независимых государств на Балканах
Историческое развитие народов Балканского полуострова происходило на фоне очень сложных и противоречивых процесов, связанных с их вековым стремлением к национальной независимости и суверенитету. Суверенитет (от фр. souverainete - верховная власть) - независимость государства во внешних и внутренних делах. Уважение суверенитета - основ ...