Национальное государство поволжских татар в XV-XVI вв.
Страница 5

История » История Татарстана с древнейших времен до наших дней » Национальное государство поволжских татар в XV-XVI вв.

XV век стал периодом формирования татарской национальной ар-читектуры, уходящей своими корнями к традициям Волжской Булгарии. Городом татарской национальной архитектуры стала Казань. Князь Курбский отмечал, что когда смотришь на Казань с северной стороны, трудно охватить взглядом величавую панораму города с царскими палатами, мечетями с их высокими каменными минаретами, царскими усыпальницами. Насчитал он силуэты пяти каменных мечетей на Кремлевской возвышенности: ханской мечети, мечети Нурали, мечети Кул Шарифа . Марджани приводит предание, согласно которому у "Таджикского оврага" находилась главная мечеть с 8 минаретами. Ученые считают, что некоторое представление об этих исчезнувших зданиях можно получить по сохранившимся в Булгаре, Касимове, Елабуге архитектурным памятникам. Чертово городище близ Елабуги представляет массивную каменную цилиндрическую башню. Башня Сююмбике, так же как Черная палата в Булгаре, имеет внизу форму четырехугольника, который затем переходит в восьмиугольник. Аналогом, царской усыпальницы, о которой пишет Курбский, может быть усыпальница Шахгали при ханском дворце в Касимово, построенная в середине XVI в.

Лучшие здания в Казани были построены из камня и украшены лепным орнаментом и арабесками, вырезанными из камня. Казань имела богатую деревянную архитектуру. Национальными чертами отличались деревянные мечети с минаретами, богатые деревянные хоромы в два этажа с декоративным убранством и яркой многоцветной окраской.

Национальная культура располагала значительной светской интеллигенцией, среди которой выделялись поэты и писатели, деятели науки — историки, юристы, врачеватели. Одним из них был поэт и мыслитель Махмуд Мухаммадьяр. В 1997 г. широко и торжественно отмечалось 500-летие со дня его рождения. Президент РТ М.Ш. Шаймиев назвал Махмуда Мухаммадьяра одним из "универсальных гигантов культур". Его жизнь и творчество довольно основательно изучены татарскими литературоведами. По этим исследованиям Мухаммадьяр предстает перед нами как один из представителей могучей плеяды европейского и восточного Возрождения. Родился Мухаммадьяр в 1497 г. в семье исламского богослова. Хорошо владел арабским и персидским языками, изучал восточную философию, знал русский язык, был знаком с русской общественно-философской мыслью. В 1549 г. царица Сююмбике направляет его в Москву в качестве переводчика Казанского посольства. Посольство это было арестовано Иваном Грозным. Дальнейшая судьба Мухаммадьяра неизвестна.

Из творческого наследия Махмуда Мухаммадьяра нам наиболее известны две его замечательные поэмы: "Тохфаи мэрдан" (Посвящение джигитам), написанная в Казани в 1540 г., и "Нури содур" (Свет сердец), законченная 15 мая 1541 г. Первая из них была обнаружена русским тюркологом И.Н. Березиным в фондах Азиатского музея в Санкт-Петербурге в 1846 г. среди "турецко-татарских рукописей". Вторую открыл татарский писатель-ученый Наки Исэнбет в 1940 г. Обе поэмы написаны в период, когда очень остро стоял вопрос о сохранении татарского национального государства от посягательства со стороны поднимающегося русского государства.

В поэме "Нури содур" Мухаммадьяр выступил страстным защитником татарского национального государства, оправдывая даже войну за его сохранение, за свободу и справедливость. Он повествует о временах существования идеального общества во времена пророков, излагает свое представление о справедливом общественном устройстве, рисует образ "праведного" правителя. Интересны сформулированные им качества, которыми правитель должен обладать: справедливость, милосердие, щедрость, скромность, терпеливость, мерность, правдивость, воздержанность от многословия, способность прощать и храбрость.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Гербъ рода графа Бестужева-Рюмина
Старый герб содержит на прямостоящем щите в черном поле восемь золотых крестов, положенных числом 3, 2, 3 с повторенными крестообразно на трех верхних концах пере­кладами, а между ними в се­редине щита пятилистный зо­лотой цветок, а над щитом по грудь поднимающийся стра­ус. К этому же щиту вновь прибавлены золотая вершина с выходящим че ...

Реформация в Швеции
Швеции проведение Реформации относится к 1527—1544 гг. В отличие от Норвегии и Исландии высшее католическое духовенство стремилось здесь к унии с датским королем, а сторонники Реформации деятельно участвовали в борьбе за независимость страны. Швеция в начале XVI в. представляла собой страну с отсталым сельским хозяйством и незначительн ...

Замыслы и достижения
Следуя оценкам, высказываемым в СМИ по-российски демократического толка, мы всегда натыкаемся на констатацию того, что перестройка свершилась. Что существует список безусловных побед, то есть достигнутых по замыслу перестройки целей. В отличие от авторов, допущенных к публичным высказываниям, у читателей, то бишь достаточно образованных ...