XV век стал периодом формирования татарской национальной ар-читектуры, уходящей своими корнями к традициям Волжской Булгарии. Городом татарской национальной архитектуры стала Казань. Князь Курбский отмечал, что когда смотришь на Казань с северной стороны, трудно охватить взглядом величавую панораму города с царскими палатами, мечетями с их высокими каменными минаретами, царскими усыпальницами. Насчитал он силуэты пяти каменных мечетей на Кремлевской возвышенности: ханской мечети, мечети Нурали, мечети Кул Шарифа . Марджани приводит предание, согласно которому у "Таджикского оврага" находилась главная мечеть с 8 минаретами. Ученые считают, что некоторое представление об этих исчезнувших зданиях можно получить по сохранившимся в Булгаре, Касимове, Елабуге архитектурным памятникам. Чертово городище близ Елабуги представляет массивную каменную цилиндрическую башню. Башня Сююмбике, так же как Черная палата в Булгаре, имеет внизу форму четырехугольника, который затем переходит в восьмиугольник. Аналогом, царской усыпальницы, о которой пишет Курбский, может быть усыпальница Шахгали при ханском дворце в Касимово, построенная в середине XVI в.
Лучшие здания в Казани были построены из камня и украшены лепным орнаментом и арабесками, вырезанными из камня. Казань имела богатую деревянную архитектуру. Национальными чертами отличались деревянные мечети с минаретами, богатые деревянные хоромы в два этажа с декоративным убранством и яркой многоцветной окраской.
Национальная культура располагала значительной светской интеллигенцией, среди которой выделялись поэты и писатели, деятели науки — историки, юристы, врачеватели. Одним из них был поэт и мыслитель Махмуд Мухаммадьяр. В 1997 г. широко и торжественно отмечалось 500-летие со дня его рождения. Президент РТ М.Ш. Шаймиев назвал Махмуда Мухаммадьяра одним из "универсальных гигантов культур". Его жизнь и творчество довольно основательно изучены татарскими литературоведами. По этим исследованиям Мухаммадьяр предстает перед нами как один из представителей могучей плеяды европейского и восточного Возрождения. Родился Мухаммадьяр в 1497 г. в семье исламского богослова. Хорошо владел арабским и персидским языками, изучал восточную философию, знал русский язык, был знаком с русской общественно-философской мыслью. В 1549 г. царица Сююмбике направляет его в Москву в качестве переводчика Казанского посольства. Посольство это было арестовано Иваном Грозным. Дальнейшая судьба Мухаммадьяра неизвестна.
Из творческого наследия Махмуда Мухаммадьяра нам наиболее известны две его замечательные поэмы: "Тохфаи мэрдан" (Посвящение джигитам), написанная в Казани в 1540 г., и "Нури содур" (Свет сердец), законченная 15 мая 1541 г. Первая из них была обнаружена русским тюркологом И.Н. Березиным в фондах Азиатского музея в Санкт-Петербурге в 1846 г. среди "турецко-татарских рукописей". Вторую открыл татарский писатель-ученый Наки Исэнбет в 1940 г. Обе поэмы написаны в период, когда очень остро стоял вопрос о сохранении татарского национального государства от посягательства со стороны поднимающегося русского государства.
В поэме "Нури содур" Мухаммадьяр выступил страстным защитником татарского национального государства, оправдывая даже войну за его сохранение, за свободу и справедливость. Он повествует о временах существования идеального общества во времена пророков, излагает свое представление о справедливом общественном устройстве, рисует образ "праведного" правителя. Интересны сформулированные им качества, которыми правитель должен обладать: справедливость, милосердие, щедрость, скромность, терпеливость, мерность, правдивость, воздержанность от многословия, способность прощать и храбрость.
Семья
Большую часть времени Николай II жил с семьёй в Александровском дворце. Летом отдыхал в Крыму в Ливадийском дворце. Для отдыха также ежегодно совершал двухнедельные поездки по Финскому заливу и Балтийскому морю на яхте «Штандарт». Читал как легкую развлекательную литературу, так и серьёзные научные труды, часто на исторические темы. Кур ...
Духовная культурная жизнь в СССР в 50–60-х годах: «оттепель».
Преодоление сталинизма
После ХХ съезда партии было ослаблено идеологическое давление на искусство, реабилитированы многие деятели искусства. 60-е годы писатель Илья Эренбург
назвал «оттепелью
». Переосмысление советской истории началось задолго до ХХ съезда партии. Авторы стремились реально отобразить жизнь советского общества. Хрущев понимал, что репрессивн ...
Кризис университетов 20-х годов
Внутренняя самостоятельность университетов, предоставленная уставом 1804 г., продолжалась недолго. С 20-х годов власти, опасаясь распространения среди молодежи революционных идей, начали ограничивать автономию и вмешиваться в быт студентов. Печальную славу приобрели попечители Казанского и Петербургского учебных округов М.Л. Магницкий и ...