Национальное государство поволжских татар в XV-XVI вв.
Страница 4

История » История Татарстана с древнейших времен до наших дней » Национальное государство поволжских татар в XV-XVI вв.

В стране стало чувствоваться повышение доходов от земледелия и скотоводства. Внешне похорошели деревни за счет добротных жилых домов и хозяйственных построек. Появились крупные деревни, состоявшие из нескольких махалла и мечетей.

Хозяйственная стабилизация коснулась также территорий, которые заселяли башкорты, мари, мордва, удмурты. Все они были вовлечены в общую торгово-экономическую жизнь страны. Жили эти народы в своих исторических регионах. Города и деревни их были заселены преимущественно представителями данной народности. В башкортских городах и деревнях имелись свои мечети, мектебы, медресе. Ислам тогда имел некоторое распространение среди чувашей, отчасти среди финно-угров. Вначале это случилось в связи с принятием ислама в Булгаре, а затем некоторое оживление получило в XIV в., когда в Золотой Орде при Узбек хане ислам стал государственной религией. Политика веротерпимости в Булгаре, в Золотой Орде, затем в Казанском государстве позволила этим народам сохранить свою языческую религию, свою самобытность. Ислам не препятствовал сохранению самобытности башкортов, способствуя в то же время большему их сближению с татарами по языку и культуре. Специальных русских поселений в Казанском государстве тогда не было. В городах они селились отдельными кварталами или улицами, в деревнях были отдельные семьи, например семья кузнеца и т.д. В Казани была значительная армянская колония. Еще в XIX в. археологами были открыты армянские надгробные плиты с надписями.

Национальная культура. XV—XVI вв. стали периодом интенсивного утверждения элементов татарской национальной культуры. Государственное делопроизводство, суды, работа Дивана, джиенов велись на татарском (старо-татарском) языке. Татарский язык становится языком науки и литературы. Ислам перестает быть единственным духовно-психологическим объединителем общества. В общественном сознании, наряду с пониманием мусульманской общности, свое место начинает занимать чувство единства по национальному языку и национальной культуре.

Одновременно усиливается интерес татарского народа к домонгольской независимости Волжской Булгарии, ее уникальному культурному наследию, к своей древности — Булгару, Биляру. Татарская национальная культура вырастает из древнебулгарских традиций, вбирает в себя культурные наработки периода Золотой Орды и, обогащаясь достижениями XV—XVI вв., выходит на самостоятельную историческую дорогу.

В Казанском государстве начинается становление новой системы образования в мектебе и медресе, основанной на исламской и национальной идеологии. Детей учили не только молитвам, но и чтению и письму на родном языке. Медресе получает статус самостоятельной структуры, где наряду с исламским богословием изучались светские науки (история, география, риторика и др.). Происходит определенное изменение в среде интеллигенции. Мусульманское духовенство (имамы мечетей и их помощники) составляло основную ее массу. Наряду с чтением молитв на арабском, в мечетях расширяется практика чтения проповедей на родном языке. В самих проповедях основное место занимала история жизни пророков, прежде всего расула Аллаха Мухаммада, о том, как Аллах ниспослал ему Слова Корана, о его семье. Рассказывалось об Адаме и Еве, пророке Ное и Всемирном потопе, загробной жизни, Авеле и Каине и т.д. Значительное место в проповедях начинают занимать вопросы морали, нравственности, гигиены человека проблемы семьи и быта, разъяснение законов шариата, государственной жизни. Затрагивались и вопросы взаимоотношений татар с другими народами в самом полиэтническом Татарстане, да и в болee широком плане. Весьма критическими бывали высказывания по поводу анти-мусульманских выпадов деятелей московской православной церкви. Но отношение к христианской религии вообще, к православию всегда оставалось лояльным. Корану вообще чуждо негативное отношение к Иисусу Христу. Он считается одним из пророков Аллаха и упоминается не иначе, как в сочетании "ибн Мариам" (сын Марии), "Каул ал-Хак" (решение истины), "Салих" (праведник), подчеркивается, что Ему было послано открытие (Инжиль — Евангелие). Особенно близко стояли к народу служители местных мечетей.Здесь уверенно звучал родной язык и царили народные традиции. Марджани отмечает, что наряду с обычными мектебами и медресе существовала школа суфизма в селе Адаев Малмыжского уезда. В книге Хисамуддина перечислены известные деятели суфизма: Байращ — ученик А. Ясави, Иж Мухаммад — ученик Байраша и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Роль христианизации на Руси
В 980 годуВладимир провел первую религиозную реформу . Он собрал всех богов, которым поклонялись славяне, и возле Киева составил общеславянский пантеон. Целью реформы было религиозное объединение славянских племен и укрепление государства. Но эта реформа не достигла своей цели. Вторая религиозная реформа была проведена в 988 году изве ...

Реформа в удельной и государственной деревне.
Подготовка реформы в государственной деревне началась в 1861 г. Государственных крестьян к этому времени насчитывалось 9644 тыс. душ мужского пола. 24 ноября в 1866 г. был издан закон «О поземельном устройстве государственных крестьян». Сельские общества сохраняли земли, находившиеся в их пользовании, но не свыше 8 десятин на одну душу ...

Литература
Ведущей темой в литературе становится патриотизм и подвиги русских людей. Происходит переосмысление многих былинных сюжетов. Новым жанром становятся песни и сказания на исторические темы (Сказание о Евпатии Каловрате – о героической обороне Рязани, Сказание о Щелкане – о восстании в Твери 1327 года). Тема борьбы с внешними врагами ос ...