Национальное государство поволжских татар в XV-XVI вв.
Страница 4

История » История Татарстана с древнейших времен до наших дней » Национальное государство поволжских татар в XV-XVI вв.

В стране стало чувствоваться повышение доходов от земледелия и скотоводства. Внешне похорошели деревни за счет добротных жилых домов и хозяйственных построек. Появились крупные деревни, состоявшие из нескольких махалла и мечетей.

Хозяйственная стабилизация коснулась также территорий, которые заселяли башкорты, мари, мордва, удмурты. Все они были вовлечены в общую торгово-экономическую жизнь страны. Жили эти народы в своих исторических регионах. Города и деревни их были заселены преимущественно представителями данной народности. В башкортских городах и деревнях имелись свои мечети, мектебы, медресе. Ислам тогда имел некоторое распространение среди чувашей, отчасти среди финно-угров. Вначале это случилось в связи с принятием ислама в Булгаре, а затем некоторое оживление получило в XIV в., когда в Золотой Орде при Узбек хане ислам стал государственной религией. Политика веротерпимости в Булгаре, в Золотой Орде, затем в Казанском государстве позволила этим народам сохранить свою языческую религию, свою самобытность. Ислам не препятствовал сохранению самобытности башкортов, способствуя в то же время большему их сближению с татарами по языку и культуре. Специальных русских поселений в Казанском государстве тогда не было. В городах они селились отдельными кварталами или улицами, в деревнях были отдельные семьи, например семья кузнеца и т.д. В Казани была значительная армянская колония. Еще в XIX в. археологами были открыты армянские надгробные плиты с надписями.

Национальная культура. XV—XVI вв. стали периодом интенсивного утверждения элементов татарской национальной культуры. Государственное делопроизводство, суды, работа Дивана, джиенов велись на татарском (старо-татарском) языке. Татарский язык становится языком науки и литературы. Ислам перестает быть единственным духовно-психологическим объединителем общества. В общественном сознании, наряду с пониманием мусульманской общности, свое место начинает занимать чувство единства по национальному языку и национальной культуре.

Одновременно усиливается интерес татарского народа к домонгольской независимости Волжской Булгарии, ее уникальному культурному наследию, к своей древности — Булгару, Биляру. Татарская национальная культура вырастает из древнебулгарских традиций, вбирает в себя культурные наработки периода Золотой Орды и, обогащаясь достижениями XV—XVI вв., выходит на самостоятельную историческую дорогу.

В Казанском государстве начинается становление новой системы образования в мектебе и медресе, основанной на исламской и национальной идеологии. Детей учили не только молитвам, но и чтению и письму на родном языке. Медресе получает статус самостоятельной структуры, где наряду с исламским богословием изучались светские науки (история, география, риторика и др.). Происходит определенное изменение в среде интеллигенции. Мусульманское духовенство (имамы мечетей и их помощники) составляло основную ее массу. Наряду с чтением молитв на арабском, в мечетях расширяется практика чтения проповедей на родном языке. В самих проповедях основное место занимала история жизни пророков, прежде всего расула Аллаха Мухаммада, о том, как Аллах ниспослал ему Слова Корана, о его семье. Рассказывалось об Адаме и Еве, пророке Ное и Всемирном потопе, загробной жизни, Авеле и Каине и т.д. Значительное место в проповедях начинают занимать вопросы морали, нравственности, гигиены человека проблемы семьи и быта, разъяснение законов шариата, государственной жизни. Затрагивались и вопросы взаимоотношений татар с другими народами в самом полиэтническом Татарстане, да и в болee широком плане. Весьма критическими бывали высказывания по поводу анти-мусульманских выпадов деятелей московской православной церкви. Но отношение к христианской религии вообще, к православию всегда оставалось лояльным. Корану вообще чуждо негативное отношение к Иисусу Христу. Он считается одним из пророков Аллаха и упоминается не иначе, как в сочетании "ибн Мариам" (сын Марии), "Каул ал-Хак" (решение истины), "Салих" (праведник), подчеркивается, что Ему было послано открытие (Инжиль — Евангелие). Особенно близко стояли к народу служители местных мечетей.Здесь уверенно звучал родной язык и царили народные традиции. Марджани отмечает, что наряду с обычными мектебами и медресе существовала школа суфизма в селе Адаев Малмыжского уезда. В книге Хисамуддина перечислены известные деятели суфизма: Байращ — ученик А. Ясави, Иж Мухаммад — ученик Байраша и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Основные направления национального возрождения
Новые национальные ориентиры. В XVIII в., когда национальное выживание стало фактом, формируется новая национальная идея, ориентированная на национальное возрождение. Основными ее положениями становятся: противостояние имперской политике национальных притеснений; интенсивное возрождение татарской национальной жизни на всей исторической ...

Вступление
В 1945 году после практически непрерывных боевых действий во всем мире закончилась самая кровавая и самая разрушительная война. На временно оккупированной фашистской Германией территории СССР до войны проживало 45% населения страны, производилось 63% угля, 58% стали, 60% алюминия, 38% зерна, 84% сахара. Враг захватил территорию площадью ...

Жи­во­пись – ца­ри­ца ис­кусств
Сре­ди всех ис­кусств да, по­жа­луй, сре­ди всех дел че­ло­ве­че­ских Ле­о­нар­до ста­вит на пер­вое ме­сто жи­во­пись. Ибо, ука­зы­ва­ет он, жи­во­пи­сец яв­ля­ет­ся «вла­сте­ли­ном вся­ко­го ро­да лю­дей и всех ве­щей». Это – не­от­ра­зи­мое сви­де­тель­ст­во глу­бо­кой убе­ж­ден­но­сти од­но­го из ве­ли­чай­ших жи­во­пис­цев, ко­гда- ...