Национальное государство поволжских татар в XV-XVI вв.
Страница 6

История » История Татарстана с древнейших времен до наших дней » Национальное государство поволжских татар в XV-XVI вв.

В поэме "Тохфаи мэрдан" Мухаммадьяр больше рассуждает о проблемах этики и нравственности на уровнях отдельного человека, семьи и общества. Он соединяет божественные добродетели с чисто человеческими добродетелями и выступает как великий гуманист. Мухаммадьяр воспевает земные человеческие достоинства — красоту, ум, изящество, правдивость, скромность, и бичует земные пороки — надменность, лицемерие, хвастовство, спесивость.

Произведения Махмуда Мухаммадьяра — образцы сложившегося в XV—XVI вв. татарского (старотатарского) языка, наиболее ярко выражают начальный этап татарской национальной литературы. В них мы чувствуем отражение художественно-эстетических традиций литературы Волжской Булгарии, оставшихся от гениального Кул Гали, и булгаро-сарайского периода, идущих от Кутба, Сайфа Сараи и других.

Рядом с ним творили татарские поэты и писатели Эммикамал, Мухаммад Эмин, Гарифбек и др. По дошедшим до нас спискам рукописных книг мы видим, что на высоком уровне было орнаментальное и каллиграфическое оформление книг, искусство миниатюры.

Научно-философская мысль тогда была представлена в основном в поэзии, в художественной литературе. Развито было исламское богословие. Сохранились и исторические труды, посвященные главным образом истории своей страны, народа. В 1551 г., в деревне Таш билге Спасского уезда, написал свою книгу "Таварихи Булгария" (История Булгара) Хисамуддин бин Шарафудвдн.

Особенности внешней политики. С обретением независимости меняется международное положение Казанского государства. Предыдущие двести лет мир знал Волжскую Булгарию как страну, входящую в государство Золотая Орда. Теперь началась полоса международного признания независимого Казанского татарского государства. Восстанавливается собственная внешняя политика, нацеленная на расширение и укрепление внешнеполитических связей Казани. Обновляются давние казанско-бухарские отношения. После распада государства Ти-муридов, к власти в Узбекистане пришли Шейбаниды (1500—1598). Бывший правитель Ферганы Ба-бур, ставший основателем династии Великих Моголов в Северной Индии,.в своей книге "Бабур намэ" сообщает, что Шейбани хан (1483—1530) направил Казанскому хану Му-хаммад Эмину (1487—1518) известного певца Гулям Шади Гуди с посланием. Вновь на уровень межгосударственных отношений, поднимаются связи Казани с Египтом и другими странами Востока.

Эта линия межгосударственных связей, имея большое значение, однако не могла удовлетворить Казань в начавшуюся эпоху европейского Возрождения. Казань ищет более благоприятный выход в Западную Европу. В географическом и политическом плане такой выход можно было сделать через две соседние страны — Россию и Турцию. Отношения с этими странами становятся главной заботой внешней политики Казанского государства.

Татарстанско-российские отношения. В период правления Махмуд-хана (1445—1466) российско-татарстанские отношения были мирными. Казань, как и Крым, заняв негативное отношение к Орде, поддерживала Москву в ее споре с Сараем. Во время похода Ахмад-хана на Москву в 1480 г. Крым непосредственно поддержал Москву, выдвинув свои войска против союзника Сарая — Литвы, а Казань заняла позицию благожелательного по отношению к Москве нейтралитета. Мирные отношения продолжались и в первое время после прихода к власти в России Ивана III.

Однако вскоре Иван III начал проводить по отношению к Казани; недружелюбную политику. Идеологическая ее подготовка началась ещё! раньше. В 1409 г. в Москве по инициативе митрополита Киприана был; составлен Общерусский свод летописей, в котором содержится идеологическая установка: степные народы — исконные враги Руси. После смерти Киприана в Свод была добавлена повесть об Идегее, в которой отождествлялись прежние "враги" с новыми — татарами. С XV в., когда летописное дело перешло в распоряжение царей и летописи стали составляться специальными дьяками, анти-татарская направленность государственной идеологии в них усилилась. Опираясь на эту идеологию, Иван III оправдывал свою анти-казанскую политику и фактически взял ориентир на присоединение Татарстана к России. В русской историографии принято считать, что тогда в Казани действовали две соперничавшие партии — русской ориентации и восточной (крымской) ориентации. Это не точно. В самом Казанском государстве были сосредоточены политические силы, стоявшие на позиции государственной независимости, хотя могли иметь место разные подходы к реализации этой независимости. В Москве, на русской службе уже тогда был брат покойного хана Махмуда — Касим, получивший в удел район в татарской Мещере. Россия объявила этот удел самостоятельным Касимовским ханством.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Биография
Участвовал в строительстве и управлении уральскими заводами ещё при жизни отца. Он унаследовал от отца деловую хватку, был глубоким знатоком горнозаводского хозяйства, предприимчивым деятелем, умевшим ловко маневрировать среди придворных вельмож и добиваться для себя исключительных привилегий, в том числе чина действительного статского ...

Культурная жизнь в СССР в 20 – 30-е гг.
Борьба за утверждение марксистско-ленинской идеологии в сознании людей и в науке была ведущим направлением идеологической жизни общества. В то же время ужесточились требования партии к учёным-обществоведам: те из них, кто сомневался в абсолютной правильности избранных методов социалистического строительства, предлагал сохранить принципы ...

Политическая система
Сущность политической системы в СССР определял режим личной власти И.В. Сталина, заменивший коллективную диктатуру старой большевистской гвардии ленинского периода. За фасадом чисто декоративной официальной власти (Советов всех уровней – от Верховного Совета до районного и сельского) скрывалась истинная несущая конструкция режима лично ...