Решительный разрыв с распадающейся Золотой Ордой и провозглашение независимости, а самое главное — наступившие после этого внутреннее согласие и мирные отношения с соседями, прежде всего с русским государством, были восприняты народом как божий дар за долготерпение. В стране началось экономическое оздоровление. За двадцатилетнее мирное правление Махмуд-хана страна встала на ноги, в нее вернулась стабильность. Была прекрасно отстроена Казань в стиле местной архитектуры. В заново отстроенном на древнем холме "Богол тау" (по Ф. Нуритдинову — княжья гора) Кремле размещались ханский дворец, соборная мечеть, названная позже мечетью шайх ул ислама Кул Шарифа, другие мечети, мавзолеи. К Кремлю примыкал сам город, занимавший территорию до современной площади Свободы. Здесь размещались прекрасные мечети, дома, знатных горожан, традиционная баня, торговые ряды. Со стороны Булака к городу примыкала торгово-ремесленная слобода с пристанями и водным транспортом по Булаку. Далее, у Волги был гостиный двор — место большой ярмарки. Ярмарка проводилась ежегодно 24 июня. По некоторым источникам, население Казани достигало 20 тыс. человек. По благоустройству она входила в число значительных европейских городов, являлась одним из крупных центров международной торговли на Волге.
Оживленной торговой артерией была Ногайская сухопутная дорога n.i Казани в Сарайчик и далее в Туркестан.
Остальные более крупные города по планировке и архитектуре и основном повторяли Казань, но без Кремля. Они имели свой административный и духовный центры с двором наместника и домом духовного главы, соборной мечетью, а при ней — медресе. Города эти делились на махалла (жилые кварталы, каждый из которых имел мечеть), обрастали они ремесленными и торговыми рядами, а иногда — целыми ремесленно-торговыми слободами.
Городское население состояло из свободных людей (посадских ремесленников и торговых людей), которые платили государству налог в размере десятой части дохода, и несвободных людей — ханских (государственных) ремесленников (каменщиков, в том числе резчиков по камню, оружейников, ювелиров, кожевников, сапожников, гончаров и др.), а также прислуги, которую держали по необходимости свободные люди любой деятельности, в основном чиновники и городская знать. Сформировалось военное сословие. Во главе конных частей стояли огланы, простые конники назывались казаками. Значительную группу населения городов, особенно Казани, составляла интеллигенция, включая духовенство.
Восстанавливается и деревня. Согласно законам шариата, земля по-прежнему принадлежала обществу и распоряжался ею хан. Фактически было узаконено, что свободные крестьяне своими наделами распоряжались самостоятельно, за что государству платили ясак. Крупных феодалов в западноевропейском понимании в Татарстане не было. Не было здесь и российского типа крепостного права с помещиками. Крупное землевладение формировалось и существовало в виде жалованного ханом за службу (тархан) с правом не платить ясак. Оно напоминало русскую дворянскую систему. Безземельные и малоземельные крестьяне, появляющиеся в результате увеличения численности и разделения семей, либо покупали земли, либо арендовали ее у крупных землевладельцев часто за натуральную оплату. В числе крупных землевладельцев могли оказаться и служители культа высокого ранга, получавшие земли в качестве тархана (свободной от налога).
Евреинов.
Далее бульварный песнопевец рисует большого франта Ив. Андр. Евреинова, богатого московского домовладельца, вышедшего из купечества, имевшего два дома на Тверской улице, где столетие назад жили Мамонтов и Фирсанов.
К ним Евреинов прекрасный
То ж под пару подстаёт,
Женщин милых враг опасный,
Склоня голову идёт.
Евреинов служил в гла ...
Общественно-политическое движение
Политическое положение в татарском обществе. Несмотря на экономическое укрепление и культурный подъем, татарское общество все еще оставалось в ряду политически бесправных наций Российской империи. Революция 1905 г, заставила Николая II отказаться от политики "контрреформ", унаследованной от отца. "Царское самодержавие&quo ...
Деятельность
Никита Демидов встретился с царем Петром I, и эта встреча изменила его жизнь. По поводу этой встречи существует несколько легенд. По одной из них Никита стал известен царю тем, что починил сподвижнику Петра, барону Шафирову, его немецкий пистолет, да еще и изготовил точную его копию. По другой – Никита Демидов был единственным из тульск ...