Национальное государство поволжских татар в XV-XVI вв.
Страница 3

История » История Татарстана с древнейших времен до наших дней » Национальное государство поволжских татар в XV-XVI вв.

Решительный разрыв с распадающейся Золотой Ордой и провозглашение независимости, а самое главное — наступившие после этого внутреннее согласие и мирные отношения с соседями, прежде всего с русским государством, были восприняты народом как божий дар за долготерпение. В стране началось экономическое оздоровление. За двадцатилетнее мирное правление Махмуд-хана страна встала на ноги, в нее вернулась стабильность. Была прекрасно отстроена Казань в стиле местной архитектуры. В заново отстроенном на древнем холме "Богол тау" (по Ф. Нуритдинову — княжья гора) Кремле размещались ханский дворец, соборная мечеть, названная позже мечетью шайх ул ислама Кул Шарифа, другие мечети, мавзолеи. К Кремлю примыкал сам город, занимавший территорию до современной площади Свободы. Здесь размещались прекрасные мечети, дома, знатных горожан, традиционная баня, торговые ряды. Со стороны Булака к городу примыкала торгово-ремесленная слобода с пристанями и водным транспортом по Булаку. Далее, у Волги был гостиный двор — место большой ярмарки. Ярмарка проводилась ежегодно 24 июня. По некоторым источникам, население Казани достигало 20 тыс. человек. По благоустройству она входила в число значительных европейских городов, являлась одним из крупных центров международной торговли на Волге.

Оживленной торговой артерией была Ногайская сухопутная дорога n.i Казани в Сарайчик и далее в Туркестан.

Остальные более крупные города по планировке и архитектуре и основном повторяли Казань, но без Кремля. Они имели свой административный и духовный центры с двором наместника и домом духовного главы, соборной мечетью, а при ней — медресе. Города эти делились на махалла (жилые кварталы, каждый из которых имел мечеть), обрастали они ремесленными и торговыми рядами, а иногда — целыми ремесленно-торговыми слободами.

Городское население состояло из свободных людей (посадских ремесленников и торговых людей), которые платили государству налог в размере десятой части дохода, и несвободных людей — ханских (государственных) ремесленников (каменщиков, в том числе резчиков по камню, оружейников, ювелиров, кожевников, сапожников, гончаров и др.), а также прислуги, которую держали по необходимости свободные люди любой деятельности, в основном чиновники и городская знать. Сформировалось военное сословие. Во главе конных частей стояли огланы, простые конники назывались казаками. Значительную группу населения городов, особенно Казани, составляла интеллигенция, включая духовенство.

Восстанавливается и деревня. Согласно законам шариата, земля по-прежнему принадлежала обществу и распоряжался ею хан. Фактически было узаконено, что свободные крестьяне своими наделами распоряжались самостоятельно, за что государству платили ясак. Крупных феодалов в западноевропейском понимании в Татарстане не было. Не было здесь и российского типа крепостного права с помещиками. Крупное землевладение формировалось и существовало в виде жалованного ханом за службу (тархан) с правом не платить ясак. Оно напоминало русскую дворянскую систему. Безземельные и малоземельные крестьяне, появляющиеся в результате увеличения численности и разделения семей, либо покупали земли, либо арендовали ее у крупных землевладельцев часто за натуральную оплату. В числе крупных землевладельцев могли оказаться и служители культа высокого ранга, получавшие земли в качестве тархана (свободной от налога).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Революции в Иране и Турции
Как и Китай, Иран попал в экономическую и политическую зависимость от Великобритании и России, но сохранил свое собственное правление - власть шаха. Его администрация защищала интересы наиболее консервативных сил в обществе, препятствовала развитию страны. Кроме того, в Иране традиционно существовал глубокий конфликт между светской и ...

Приложения. Понятийный минимум учебного курса “экономическая история”
Акционерное общество - крупное предприятие, возникающее в результате объединения денежных средств (индивидуальных капиталов, государственных средств, личных сбережений) путем реализации акций. АО возникло в последней трети XIX в., когда для создания крупного предприятия капитала отдельного предпринимателя было недостаточно. Роль АО в со ...

Древнейшая северотюркская цивилизация
Неолитическая революция. Понятие "неолитическая революция" вводит в науку академик Н.Н. Моисеев (1992). По его мнению, эпоха неолита (XIII—VI тысячелетия до н.э.) ознаменовала собой коренной поворот в развитии Земной цивилизации. Суть этого поворота заключалась в переходе Homo sapiens от образа жизни собирателей к образу жизни ...