Национальное государство поволжских татар в XV-XVI вв.
Страница 3

История » История Татарстана с древнейших времен до наших дней » Национальное государство поволжских татар в XV-XVI вв.

Решительный разрыв с распадающейся Золотой Ордой и провозглашение независимости, а самое главное — наступившие после этого внутреннее согласие и мирные отношения с соседями, прежде всего с русским государством, были восприняты народом как божий дар за долготерпение. В стране началось экономическое оздоровление. За двадцатилетнее мирное правление Махмуд-хана страна встала на ноги, в нее вернулась стабильность. Была прекрасно отстроена Казань в стиле местной архитектуры. В заново отстроенном на древнем холме "Богол тау" (по Ф. Нуритдинову — княжья гора) Кремле размещались ханский дворец, соборная мечеть, названная позже мечетью шайх ул ислама Кул Шарифа, другие мечети, мавзолеи. К Кремлю примыкал сам город, занимавший территорию до современной площади Свободы. Здесь размещались прекрасные мечети, дома, знатных горожан, традиционная баня, торговые ряды. Со стороны Булака к городу примыкала торгово-ремесленная слобода с пристанями и водным транспортом по Булаку. Далее, у Волги был гостиный двор — место большой ярмарки. Ярмарка проводилась ежегодно 24 июня. По некоторым источникам, население Казани достигало 20 тыс. человек. По благоустройству она входила в число значительных европейских городов, являлась одним из крупных центров международной торговли на Волге.

Оживленной торговой артерией была Ногайская сухопутная дорога n.i Казани в Сарайчик и далее в Туркестан.

Остальные более крупные города по планировке и архитектуре и основном повторяли Казань, но без Кремля. Они имели свой административный и духовный центры с двором наместника и домом духовного главы, соборной мечетью, а при ней — медресе. Города эти делились на махалла (жилые кварталы, каждый из которых имел мечеть), обрастали они ремесленными и торговыми рядами, а иногда — целыми ремесленно-торговыми слободами.

Городское население состояло из свободных людей (посадских ремесленников и торговых людей), которые платили государству налог в размере десятой части дохода, и несвободных людей — ханских (государственных) ремесленников (каменщиков, в том числе резчиков по камню, оружейников, ювелиров, кожевников, сапожников, гончаров и др.), а также прислуги, которую держали по необходимости свободные люди любой деятельности, в основном чиновники и городская знать. Сформировалось военное сословие. Во главе конных частей стояли огланы, простые конники назывались казаками. Значительную группу населения городов, особенно Казани, составляла интеллигенция, включая духовенство.

Восстанавливается и деревня. Согласно законам шариата, земля по-прежнему принадлежала обществу и распоряжался ею хан. Фактически было узаконено, что свободные крестьяне своими наделами распоряжались самостоятельно, за что государству платили ясак. Крупных феодалов в западноевропейском понимании в Татарстане не было. Не было здесь и российского типа крепостного права с помещиками. Крупное землевладение формировалось и существовало в виде жалованного ханом за службу (тархан) с правом не платить ясак. Оно напоминало русскую дворянскую систему. Безземельные и малоземельные крестьяне, появляющиеся в результате увеличения численности и разделения семей, либо покупали земли, либо арендовали ее у крупных землевладельцев часто за натуральную оплату. В числе крупных землевладельцев могли оказаться и служители культа высокого ранга, получавшие земли в качестве тархана (свободной от налога).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Второй президентский срок (с 2004 года)
Примерно за две недели до президентских выборов, 24 февраля 2004 года, Путин отправил в отставку правительство Михаила Касьянова, которого в марте сменил Михаил Фрадков. Отставка правительства вызвала удивление в России и за рубежом. Михаил Фрадков в то время был малоизвестным чиновником, который, в отличие от Касьянова, не мог рассматр ...

Новые проблемы и встроенные ограничители
Авторы отнюдь не являются первопроходцами в применении подхода, декларированного выше. Среди ранних исследований революций Тед Роберт Гурр, например, выделяет так называемые теории «социальных изменений» («social change»), выводящие политическое насилие из неспособности социальных и политических институтов, обычаев, норм гибко реагирова ...

Национальное выживание
Идея национального выживания. Русское завоевание Татарстана завершилось полной политической и экономической колонизацией страны. Обе стороны — царское правительство и татарский народ искали формулу дальнейшего взаимодействия. Царское правительство понимало, что не может идти по пути классической колониальной эксплуатации Татарстана. Так ...