Концепция «вызова – ответа»

История » Типология цивилизаций А.Д. Тойнби » Концепция «вызова – ответа»

Концепция «вызова – ответа» представляет собой сердцевину учения Тойнби о генезисе цивилизаций. Для раскрытия ее сути он обращается к языку мифа, догматике христианского вероучения. «Подобно тому, - пишет Тойнби, - как Бог не может не принять вызова дьявола, точно также любая цивилизационная система с необходимостью вынуждена отвечать на те вызовы, которые предъявляются ей различными силами». Обращаясь к многочисленным примерам, английский ученый показывает, что развитие цивилизаций есть бесконечный процесс «вызовов и ответов», который в принципе не может быть завершен. Если цивилизация не находит достойного ответа на вызовы, то она сходит с исторической сцены. Если же ответ найден, то, как считает Тойнби, общество, решая вставшую перед ним задачу, переводит себя в более высокое и совершенное состояние. Тойнби убежден в том, что отсутствие вызовов есть, по сути, отсутствие стимулов к развитию цивилизаций. Он опровергает широко распространенное мнение о том, что наличие оптимальных, например, природных условий, является залогом достижения цивилизацией вершины в своем развитии. Доказательства справедливости своей позиции Тойнби находит в истории Египта, цивилизаций Южной и Центральной Америки, Цейлона, где с момента их возникновения человек вел суровую борьбу с природой. Тойнби подчеркивает, что цивилизации существуют только благодаря постоянным усилиям субъекта исторического действия. Как только деятельность людей, направленная на создание условий для нормального существования прекращается, цивилизации гибнут.

Вторая мировая война
Военная политика великих держав. В 30-х годах вновь, второй раз в XX веке, назревает мировая война. Первой среди великих держав на путь развязывания войны стала Германия. В 1933 г. к власти в этой стране пришла германская национал-социалистическая партия — партия Адольфа Гитлера. Новое правительство Германии в течение шести лет правлени ...

Реформы Сервия Туллия
Как было указано выше, древнеримский общественный и государственный строй был всецело рассчитан на коренных, изначальных жителей общины, опирался на их родовую организацию. Позднейшие переселенцы, плебеи, стоя вне патрицианских родовых связей, стояли и вне политической жизни. Такое положение дел могло не возбуждать внимания лишь в те в ...

Гербъ рода князей Голицыныхъ
Щит разделен горизонталь­но на две равные части. В верх­ней части в красном поле изоб­ражен герб Литовский, а на нем имеется воин, скачущий на бе­лой лошади с поднятым вверх мечом. Нижняя часть разделена пер­пендикулярно на две части: в правом серебряном поле поме­щен герб Новгородский, на ко­тором имеется стул малинового цвета, на кот ...