«Тайная вечеря» – величайшее творение Леонардо и одно из величайших произведений живописи всех времен – дошла до нас в полуразрушенном виде.
Эту композицию он писал на стене трапезной миланского монастыря Санта Мария делле Грацие. Стремясь к наибольшей красочной выразительности в стенописи, он произвел неудачные эксперименты над красками и грунтом, что и вызвало ее быстрое повреждение. А затем довершили дело грубые реставрации и . солдаты Бонапарта. После занятия Милана французами в 1796г. трапезная была превращена в конюшню, испарения конского навоза покрыли живопись густой плесенью, а заходившие в конюшню солдаты забавлялись, швыряя кирпичами в головы леонардовских фигур.
Судьба оказалась жестокой ко многим творениям великого мастера. А между тем, сколько времени, сколько вдохновенного искусства и сколько пламенной любви вложил Леонардо в создание этого шедевра.
Но, несмотря на это, даже в полуразрушенном состоянии «Тайная вечеря» производит неизгладимое впечатление.
На стене, как бы преодолевая ее и унося зрителя в мир гармонии и величественных видений, развертывается древняя евангельская драма обманутого доверия. И драма эта находит свое разрешение в общем порыве, устремленном к главному действующему лицу – мужу со скорбным лицом, который принимает свершающееся как неизбежное.
Христос только что сказал своим ученикам: «Один из вас предаст меня». Предатель сидит вместе с другими; старые мастера изображали Иуду сидящим отдельно, но Леонардо выявил его мрачную обособленность куда более убедительно, тенью окутав его черты.
Христос покорен своей судьбе, исполнен сознания жертвенности своего подвига. Его наклоненная голова с опущенными глазами, жест рук бесконечно прекрасны и величавы. Прелестный пейзаж открывается через окно за его фигурой. Христос – центр всей композиции, всего того водоворота страстей, которые бушуют вокруг. Печаль его и спокойствие как бы извечны, закономерны – и в этом глубокий смысл показанной драмы.
Увидев «Тайную вечерю» Леонардо, французский король Людовик XII так восхитился ею, что только боязнь испортить великое произведение искусства помешала ему вырезать часть стены миланского монастыря, чтобы доставить фреску во Францию.
Укрепление сталинизма
Победа в войне укрепила надежду народа на ослабление сталинского режима. Однако победа укрепила и личный авторитет Сталина. В 1947 году была принята новая Конституция СССР.
Сталин провел ряд внешне демократических мероприятий. С 1947 по 1953 год стали проводиться выборы судей, проведена партконференция, съезды профсоюзов и комсомола, к ...
Идеология пролетарского движения и её роль в образовании СССР
Окончательно закончилось правление самодержавия после событий конца февраля - начала марта 1917 года в Петрограде, известных как февральская революция.
Катализатором революции послужила Первая мировая война, обострившая противоречия, существовавшие в России. Первая мировая война окончательно разрушила и без того шаткую экономику царско ...
Протогорода
В результате археологических исследований на юго-западе Руси были изучены дофеодальные гнездовые протогородские поселения VIII-X в. (племенные грады), находившиеся на стадии трансформации общины в город. В состав таких протогородов входили: общинный центр, состоявший из городища-убежище, ремесленных поселений с могильниками и окружающ ...