«Тай­ная ве­че­ря»

«Тай­ная ве­че­ря» – ве­ли­чай­шее тво­ре­ние Ле­о­нар­до и од­но из ве­ли­чай­ших про­из­ве­де­ний жи­во­пи­си всех вре­мен – дош­ла до нас в по­лу­раз­ру­шен­ном ви­де.

Эту ком­по­зи­цию он пи­сал на сте­не тра­пез­ной ми­лан­ско­го мо­на­сты­ря Сан­та Ма­рия дел­ле Гра­цие. Стре­мясь к наи­боль­шей кра­соч­ной вы­ра­зи­тель­но­сти в сте­но­пи­си, он про­из­вел не­удач­ные экс­пе­ри­мен­ты над крас­ка­ми и грун­том, что и вы­зва­ло ее бы­строе по­вре­ж­де­ние. А за­тем до­вер­ши­ли де­ло гру­бые рес­тав­ра­ции и . сол­да­ты Бо­на­пар­та. По­сле за­ня­тия Ми­ла­на фран­цу­за­ми в 1796г. тра­пез­ная бы­ла пре­вра­ще­на в ко­нюш­ню, ис­па­ре­ния кон­ско­го на­во­за по­кры­ли жи­во­пись гус­той пле­се­нью, а за­хо­див­шие в ко­нюш­ню сол­да­ты за­бав­ля­лись, швы­ряя кир­пи­ча­ми в го­ло­вы ле­о­нар­дов­ских фи­гур.

Судь­ба ока­за­лась жес­то­кой ко мно­гим тво­ре­ни­ям ве­ли­ко­го мас­те­ра. А ме­ж­ду тем, сколь­ко вре­ме­ни, сколь­ко вдох­но­вен­но­го ис­кус­ст­ва и сколь­ко пла­мен­ной люб­ви вло­жил Ле­о­нар­до в соз­да­ние это­го ше­дев­ра.

Но, не­смот­ря на это, да­же в по­лу­раз­ру­шен­ном со­стоя­нии «Тай­ная ве­че­ря» про­из­во­дит не­из­гла­ди­мое впе­чат­ле­ние.

На сте­не, как бы пре­одо­ле­вая ее и уно­ся зри­те­ля в мир гар­мо­нии и ве­ли­че­ст­вен­ных ви­де­ний, раз­вер­ты­ва­ет­ся древ­няя еван­гель­ская дра­ма об­ма­ну­то­го до­ве­рия. И дра­ма эта на­хо­дит свое раз­ре­ше­ние в об­щем по­ры­ве, уст­рем­лен­ном к глав­но­му дей­ст­вую­ще­му ли­цу – му­жу со скорб­ным ли­цом, ко­то­рый при­ни­ма­ет свер­шаю­щее­ся как не­из­беж­ное.

Хри­стос толь­ко что ска­зал сво­им уче­ни­кам: «Один из вас пре­даст ме­ня». Пре­да­тель си­дит вме­сте с дру­ги­ми; ста­рые мас­те­ра изо­бра­жа­ли Иу­ду си­дя­щим от­дель­но, но Ле­о­нар­до вы­явил его мрач­ную обо­соб­лен­ность ку­да бо­лее убе­ди­тель­но, те­нью оку­тав его чер­ты.

Хри­стос по­ко­рен сво­ей судь­бе, ис­пол­нен соз­на­ния жерт­вен­но­сти сво­его под­ви­га. Его на­кло­нен­ная го­ло­ва с опу­щен­ны­ми гла­за­ми, жест рук бес­ко­неч­но пре­крас­ны и ве­ли­ча­вы. Пре­ле­ст­ный пей­заж от­кры­ва­ет­ся че­рез ок­но за его фи­гу­рой. Хри­стос – центр всей ком­по­зи­ции, все­го то­го во­до­во­ро­та стра­стей, ко­то­рые бу­шу­ют во­круг. Пе­чаль его и спо­кой­ст­вие как бы из­веч­ны, за­ко­но­мер­ны – и в этом глу­бо­кий смысл по­ка­зан­ной дра­мы.

Уви­дев «Тай­ную ве­че­рю» Ле­о­нар­до, фран­цуз­ский ко­роль Лю­до­вик XII так вос­хи­тил­ся ею, что толь­ко бо­язнь ис­пор­тить ве­ли­кое про­из­ве­де­ние ис­кус­ст­ва по­ме­ша­ла ему вы­ре­зать часть сте­ны ми­лан­ско­го мо­на­сты­ря, что­бы дос­та­вить фре­ску во Фран­цию.

Власть юлия цезаря
За долгое время своей политической деятельности Юлий Цезарь совершенно определённо уяснил себе, что одним из основных зол, вызывающих тяжкую болезнь римского государственного строя, является неустойчивость, бессилие и чисто городской характер исполнительной власти, эгоистический и узкопартийный и сословный характер власти сената. С пер ...

Архитектура
В XIV веке после монгольского погрома возрождается каменное строительство. В 1327 году Дмитрий Донской обносит Кремль белокаменной стеной. При Иване III на территории Кремля разворачивается крупное строительство, для которого приглашают лучших мастеров из Новгорода, Пскова, Ростова, Владимира и из Италии. Итальянский мастер Аристотель ...

Коллективизация
Командно-директивные методы руководства промышленностью проецировались и на аграрный сектор. Распространение чрезвычайных мер на деревню вело к самоликвидации кулацких хозяйств, стагнации зернового производства, забою скота. Чтобы прекратить падение сельскохозяйственного производства, обеспечить бесперебойное снабжение городов продуктам ...