Кризис университетов 20-х годов

История » Высшее образование в России XIX века » Кризис университетов 20-х годов

Внутренняя самостоятельность университетов, предоставленная уставом 1804 г., продолжалась недолго. С 20-х годов власти, опасаясь распространения среди молодежи революционных идей, начали ограничивать автономию и вмешиваться в быт студентов. Печальную славу приобрели попечители Казанского и Петербургского учебных округов М.Л. Магницкий и Д.П. Рунич. Их усилиями в университетах было сокращено преподавание философии и введено богословие, уволены за свободомыслие известные профессора (правовед А.П. Куницын, географ и историк К.А. Арсеньев и др.), был ужесточен контроль за студентами. Пример подал Магницкий: он вменил в обязанность надзирателей постоянное наблюдение за казанскими студентами. Молодых людей выстраивали в шеренги, осматривали у них волосы, платья. В новых правилах 1824 г. студентам запрещалось отлучаться без письменного разрешения начальства за город, посещать театры, читать книги "противных христианству и существующим системам правительств, в особенности же Российского государства".

Обсуждение и принятие Конституции 1993 года
Самой важной политической задачей после провозглашения независимости стало обсуждение проекта новой Конституции, необходимость принятия которой никем не оспаривалась. После обсуждения его в Верховном Совете, первый проект был опубликован в июне 1992 года для всенародного обсуждения, второй, после всенародного обсуждения - в ноябре 1992 ...

Юрий Галенович, доктор исторических наук
В 1894 году — раньше, чем появилась партия Ленина в России, — Сунь Ятсен создал политическую партию для борьбы против монархического строя в Китае, который был тогда Великой Цинской империей. Наряду с борьбой против монархии целью революционной партии Сунь Ятсена была и борьба китайцев против маньчжур, которых тогда считали варварами, з ...

Особенности государственного устройство Древнего Рима в царский период. Общественные отношения
Уже в древнейшую эпоху истории Древнего Рима мы не находим в нем чистого родового строя, то есть, строя, в котором роды были бы суверенны, независимы от какой бы то ни было высшей организации. Уже на пороге своей истории Рим является общиной - и даже, как мы видели, сложной общиной. Тем не менее следы недавнего родового строя еще очень ...