В XVIII в. Петр I приложил много усилий для создания русской национальной интеллигенции. Была введена новая гражданская азбука, прошла реорганизация церковно-приходских школ. В Санкт-Петербурге с 1714 г. начинает свою работу русская национальная библиотека (Кунсткамера), в 1724 г. открывается Академия наук, получило развитие книгопечатание. В последующие годы русская культура сделала новые шаги. В 1755 г. по инициативе выдающегося русского ученого М.В. Ломоносова открывается Московский университет, в 1756 г. возник профессиональный русский театр, в 1757 году была основана Академия художеств, начинает выходить первая русская газета. В XIX в. открылись университеты в Санкт-Петербурге, Казани, Харькове, Дерпте и Санкт-Петербургский технологический институт. Развиваются изобразительное искусство, музыка, художественная литература. Мировую известность получили А.С. Пушкин, А.С. Грибоедов, М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, П.И. Чайковский, М.П. Мусоргский, И.Е. Репин и многие другие. Русская национальная культура была тогда для татарской культуры одним из мостов выхода в Европу. Русские учебные заведения принимали на учебу студентов-татар. При восточном факультете Казанского университета появились специалисты, ведущие исследования по татароведению (К. Фукс, И. Халфин и др.)
В XVIII в. идеи европейского просвещения и модернизации сформировались и в Турции. Практические шаги по их реализации были сделаны при султане Селиме III. В конце XVIII — начале XIX вв. здесь были провозглашены реформы, получившие название "Низами джадид" (новая система). Инициатором следующего, более широкого этапа реформ* проведенных в 40-70-х гг. XIX в и названных "Танзимат", стал известный политический деятель и дипломат Ра-шид паша (1799—1858). В 60-х гг. XIX в. со своими предложениями об установлении в Турции конституционного строя европейского типа и своим проектом Конституции страны выступил известный государственный деятель Мидхат паша (1822—1883). Конституция эта была провозглашена в 1876 г.
Социальные реформы стимулировали развитие национальной культуры и образования. Исламская культура, расцвет которой относится к периоду становления Османского государства в XIV—XV вв., стала уступать первенство рационалистической национальной культуре. В образовательной системе к Стамбульскому университету, основанному в 1453 г., добавились технический университет (1773), высшая школа коммерческих и экономических наук (1883), Роберт-колледж (1886). Сохранилась турецкая исламская архитектура: мечеть Худа-вендигяр (XIV в.), Зеленая мечеть (XV в.), мечеть Сулаймание (XVI в) в то же время с XVIII в. появились европейские мотивы в зодчестве. В годы танзимата новое развитие получило изобразительное искусство. В 1882 г. открывается художественная школа, в 1859 г. — профессиональный театр. Расширилось книгопечатание, появившееся в 1727 г. В 1882 г. была основана национальная библиотека имени Баязида. Складывается новая литература Турции. Продолжая традиции своего золотого века (XVI), она теперь обращается лицом к западноевропейской литературе. Литературные круги Турции высоко ценили также русскую литературу.
Общественная мысль в Татарстане, в свою очередь, начинает ориентироваться на индустриальную цивилизацию. На новый уровень поднимается культурное взаимодействие Татарстана с Россией, Турцией и другими странами. В опыте культурного развития Турции, кроме того, были примечательны модернизация исламских учреждений, отказавшихся от претензий единолично представлять духовную жизнь турецкой нации, и, особенно, выход турецкой национальной культуры на самостоятельный путь развития. Перестраивающиеся на началах идей просвещения высшие школы привлекали татарскую молодежь. Издаваемые в Турции книги стали распространяться и в Татарстане. Среди них были изданные в Стамбуле "Лугат" — трехтомный словарь Ван Кули, книга Челяби "ЖиЬаннамэ" (энциклопедия мира, 1889), французская историко-географическая энциклопедия в переводе на турецкий язык (Каму с ул Галэм, т. 1, 1889). В Турции издавались неразрешенные цензурой в России книги татарских просветителей. Здесь увидела свет книга Г. Баруди, на турецком языке была издана книга Мусы Акъегита "Взгляд на основы европейской культуры" (1899).
Завершающий этап Великой Отечественной и второй мировой войны: 1944–1945
года. Источники и значение победы стран антигитлеровской коалиции.
Освобождение СССР
В начале 1944 года против 5 миллионов захватчиков выступало 6,5 миллионов советских солдат. Перевес в технике составлял 1: 5 – 10 в различных видах.
27 января снята блокада Ленинграда
, которая продолжалась 900 дней. Весной 1944 года
освобожден Крым и советские войска вышли на государственную границу в районе Карпатских гор. К лету 19 ...
Феодальное землевладение
Наступление феодализма обусловлено возникновением разделения труда между двумя жизненно важными функциями древнего общества – земледелием и безопасностью (обороной) и характеризуется выделением многочисленных социально-значимых непроизводительных профессиональных групп населения таких как князья, бояре, священнослужители, воины, купц ...
Иван III (1452–1505)
Ликвидация остатков феодальной раздробленности пришлась на время правления Ивана III (1452–1505). В 1478 году он захватил Новгород, в 1485 году – Тверь.
В целях укрепления своей власти Иван III переселил часть новгородских аристократов, а на их землях разместил московских дворян. В своем завещании Иван III не выделил своей семье удела ...