Основные направления национального возрождения
Страница 3

История » История Татарстана с древнейших времен до наших дней » Основные направления национального возрождения

Параллельно началось возрождение татарской городской жизни. Татарские города и слободы вырастали из крупных деревень по мере превращения их в центры торговли и возникновения там промышленных заведений мануфактурного, а затем и машинного типа. Таковыми на территории Казанской губернии были Кукмор, ОДамадыш, Мензеля, Атня и др. Во многих случаях татарская городская жизнь возрождалась в виде слобод, организуемых при старых татарских городах. Разрешение татарам вернуться в свои города и, не разрушая сформировавшуюся русскую целостность центра, селиться отдельными слободами в пригороде бцло дано в XVIII в. В Казани, например, сложились две татарские слободы: "Ощрзя татарская слобода — за Булаком, "Новая татарская слобода — несколько дальше. В дальнейшем они превратились в центр экономического предпринимательства, в базу возрождения татарской национальной культуры, татарской исламской духовной жизни. Отсюда начинается возрождение Казани как татарского города, как центра возрождения татарской нации, Татарстана.

В 1782 г. царским указом была учреждена Казанская татарская рагу ша — орган общественного самоуправления делами двух татарских слобод — Старой и Новой. Существовала она параллельно с Казанской городской ратушей, которая была русской. Во время первых выборов в татарскую ратушу 4 ноября 1784 г. были избраны 132 депутата от Старотатарской слободы, 106 — от Новотатарской. В руководящий состав ратуши вошли авторитетные татарские купцы и промышленники М. Юнусов, Ю. Юнусов, Н. Юнусов, М. Гайсин, М.*Салишев, И. Апанаев и др. Они избрали городского голову и двух бургомистров. Следующие выборы прошли через девять лет — 22 декабря 1793 г. Городским головой стал Мухаммадрахим Юнусов. Бургомистрами были избраны Юсуф Абдулов и Адельша Гумеров, ратманами (членами ратуши) — А. Исхаков, М. Якубов, Г. Рахматуллин, Г. Якубов, старостой — Галиахмет Рахимов, словесными судьями (для устного разбирательства дел) — Г. Исхаков, А. Беляев.

В компетенцию ратуши входило в основном решение вопросов, связанных с торгово-промышленными делами купцов и предпринимателей-татар (разграничение их в качестве купцов разных гильдий и мещан, выдача им паспортов для поездок по торгово-промышленным делам, взыскание долгов по опротестованным векселям, сбор податей с жителей двух татарских слобод, выполнение разнарядок по отправке людей на заготовку леса и другие государственные дела и т.д.). Ратуша была подчинена органам государственной власти. В ее состав избирались исключительно люди, присягнувшие в верности царской власти и по согласованию с органами власти. Было разработано специальное "клятвенное обещание", которое давали избиратели, идя на выборы. В нем говорилось: "Я обещаю и клянусь перед Аллахом и ал Кораном в том, что на предстоящих выборах в ратушу буду выбирать из моих слободских собратьев такого, который окажет себя верным рабом Его Императорского величества .".

Возрождение татарских деревень. Сельская территория Татарстана, в свою очередь, оказалась разделенной на две этнические зоны. Наряду с татарским укладом жизни и укладом жизни чувашей, мари, сформировался русский сельский уклад жизни. Русские деревни были представлены, главным образом, помещичьими хозяйствами, основанными на крепостном труде. Крупными владельцами земли и крепостных крестьян являлись также казанский архиерейский дом, церкви и монастыри. В Татарстане имели свои земли некоторые помещики России, подмосковный Троице-Сергиевский монастырь, некоторые другие монастыри. Они владели большими участками на лучших черноземных пахотных землях, лугами, частично лесом, расположенными ближе к городам, крупным рекам, магистральным дорогам. Свободных ясачных русских крестьянских хозяйств в Татарстане было сравнительно мало.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Авторство
Как уже было сказано, автором «Исторических записок» (ШИ Цзи) является великий китайский историк Сыма Цянь. Считают, что он родился около 145 года до н.э. ...

Религиозные взгляды
Вопреки антихристианским настроениям в Гоминьдане, желая жениться на Сун Мэйлин, генерал Чан Кайши согласился с условием, поставленным ее матерью — принять христианство. Свадьба состоялась 1 декабря 1927, однако крещение в методистской церкви Чан Кайши принял лишь по прошествии почти трех лет — 23 октября 1930, перед этим тщательно исс ...

Особенности развития Галицко-Волынского княжества и его культура
Во второй половине XI-XII веков образовалась «областная» территория по верхней части течения Днестра. На юго - востоке по Днестру она простиралась до Ушицы. В юго-западном направлении Галицкая территория захватывала верховья Прута.В междуречье Прута и Днестра лежал Кучельмин. Сама территория получила название "Галицкой» земли в нача ...