В Казанской губернии фабрики по производству хлопчатобумажных тканей с красильнями имели М.Т. Хузясеитов, У.С. Хузясеитов (Царевококшайский уезд), К.М. Бурнаев (Мамадышский уезд). В самой Казани Заманов, Апанаев, Юнусов, Якубов, Усманов, Арсаев имели мыловаренные и кожевенные заводы с машинным оборудованием. Часть ткацких фабрик, в силу конкуренции с ситцевыми фабриками центральной России, изменили профиль и начали выпускать так называемую "китайку" (ткань, похожую на ввозимую из Китая шелковую). Китаечные фабрики имели Аппаков, Азимов, У разов, Абдул-лин, Бикмухаметов. Абдуллин и Файзуллин построили две фабрики по производству татарской национальной кожаной обуви.
В годы промышленной либерализации после отмены в России крепостного права предприниматели-татары начали, правда, с большим трудом, входить в новые отрасли промышленности. Шакир и Закир Рамеевы в 1868 г. открыли в Оренбургской губернии два золотых прииска, в которых работало около 1000 рабочих. Ахметзян Сайдашев в Казанской губернии имел крупный стекольный завод. Появились центры меховой промышленности: в Казанской губернии — Мамадышской уезд, в Рязанской губернии — Касимовский уезд. В городе Касимове в 1879 г. меховую фабрику построил X. Мусаев. Две другие меховые фабрики принадлежали здесь А. Бостанову и Давлеткильдеевьмс Ши-ринскими. Шло промышленное оживление и в других татарских районах Мещеры — бассейнах рек Оки, Мокши, Цны, Пьяны - у темниковских, алатырских, курмышских, кадомских, инсарских татар.
Предприниматели-татары наладили спичечное и крахмалопаточ-ное производство в Казанской губернии, салотопильное производство в Оренбургской губернии. По данным Х.Х. Хасанова, только в европейской России предприниматели-татары имели в 1890 г. 76 промышленных предприятий. Кроме того, они имели предприятия еще в Сибири, а также в Средней Азии и Казахстане. Среди них выделялись крупные фабриканты и заводчики, связанные с российским банковским капиталом — Акчурины, Дебердеевы, Рамеевы, Яушевы, Хусаи-новы, Алеевы, Сайдашевы, Арслановы, Утямышевы. В 1907 г. возникло одно из первых обществ татарских промышленников — Союз суконных фабрик Симбирской губернии, включавший 16 фирм.
Приоритеты духовной жизни. Вступление Татарстана на путь индустриального развития сопровождалось сменой приоритетов национально-культурного и духовного развития татарского народа. Национальному выживанию было характерно развитие национальной культуры, национального образования в рамках и под крышей исламских организаций и исламских ценностей. С XVIII в. постепенно преодолевается эта слитность. Национальная культура, национальное образование" не порывая духовные связи с исламскими ценностями, обретают свои самостоятельные организации и ориентируются на идеи европейского и национального просвещения. Формируется современная рационалистическая татарская национальная культура и национальное образование.
Татарское национально-культурное возрождение имело перед собой два наиболее близких примера: развитие русской национальной культуры, ориентированной на идеи европейского и национального просвещения при сохранении русской православной самобытности; развитие турецкой национальной культуры, ориентированной на идеи европейского и национального просвещения при сохранении турецкой исламской самобытности. Было понятно, что татарская национальная культура, лишенная государственной поддержки, не могла рассчитывать на подобные успехи. Тем не менее их опыт был привлекателен и ценен для татарского общества.
Социалистическая революция
25 октября (7 ноября) 1917 года в результате острейших противоречий как унаследованных от Февраля, так и новых, наслоившихся за время восьмимесячного развития страны в условиях продолжавшейся империалистической войны, в истерзанной России произошел революционный переворот. В отличие от Февраля это был отнюдь не стихийный взрыв недоволь ...
Гербъ рода Валуевыхъ
Щит разделен перпендикулярной чертой на две части. В правой части в зеленом поле изображены три золотые стрелы, совокупленные остроконе-чьями в одно место. В левой части в красном поле выходит справа налево изображенный до половины золотой вол, попирающий ногами золотую решетку. Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом с дворянско ...
Заключительный этап работы Земского Собора
Страсти на соборе и вокруг него продолжали накаляться. Стремясь разрядить обстановку и вновь овладеть инициативой, руководители Земского ополчения предложили членам Собора принять беспрецедентное решение - начиная с 7 февраля 1613 года сделать двухнедельный перерыв в заседаниях, во время которого вернуть князя Фёдора Мстиславского и тов ...