Азовские походы. 1695—1696 годы

Петр I, исторический портрет » Азовские походы. 1695—1696 годы

Начало активных военных действий против Турции определялось рядом моментов: борьбой за выход к морю, стремлением покончить с постоянными набегами крымского ханства в южнорусские земли, обеспечить возможность большего использования и заселения плодородных земель Юга. При подготовке первого Азовского похода были учтены ошибки Голицына, и основной удар был направлен в 1695 году на турецкую крепость Азов. Однако, несмотря на тщательную подготовку, первый Азовский поход не принёс успеха. Отсутствовало единое командование, не было опыта осады сильных крепостей, не хватало артиллерии, а главное, у осаждавших не было флота для того, чтобы блокировать Азов и воспрепятствовать доставке подкреплений, боеприпасов и продовольствия.

С осени 1695 года началась подготовка к новому походу, и в первую очередь строительство флота в Москве на реке Яузе и в Воронеже. Было построено два крупных корабля, 23 галеры и более тысячи барок и мелких судов. К Азову двинулась армия, вдвое большая по сравнению с 1695 годом. 19 июля 1696 года Азов был взят. Это был крупный военный и внешнеполитический успех. Петр шумно празднует победу, но сил для войны с Турцией, как и полноценного морского флота у России, пока не было. Для финансирования строительства флота вводятся новые виды податей: землевладельцы были объединены в так называемые кумпанства по 10 тыс. дворов, каждое из которых на свои деньги должно было построить корабль. В это время проявляются первые признаки недовольства деятельностью Петра. Был раскрыт заговор Циклера, пытавшегося организовать стрелецкое восстание. Летом 1699 года первый большой русский корабль «Крепость» (46-пушечный) отвёз русского посла в Константинополь для переговоров о мире. Само существование такого корабля склонило султана к заключению мира в июле 1700 года, который оставил за Россией крепость Азов.

Общий устав императорских российских университетов
26 июля 1835 г. Николай I утвердил Общий устав императорских российских университетов. Руководство ими осуществлял министр народного просвещения через попечителей соответствующих учебных округов. Внутри университета управляющие функции принадлежали совету (ректор и все профессора) и правлению (ректор, деканы факультетов и синдик). Согл ...

Материал и орудия письма
Вопрос о материале для письма принадлежит к числу важ­ных вопросов палеографии, так как он тесно связан с вопросом об эволюции почерков. Последние изменялись в зависимости от того, наносился ли текст на твёрдых предметах (камень, распространение означало и распространение письменности среди более широких общественных слоев в связи с п ...

Появление независимых государств на Балканах
Историческое развитие народов Балканского полуострова происходило на фоне очень сложных и противоречивых процесов, связанных с их вековым стремлением к национальной независимости и суверенитету. Суверенитет (от фр. souverainete - верховная власть) - независимость государства во внешних и внутренних делах. Уважение суверенитета - основ ...