Основные направления национального возрождения
Страница 10

История » История Татарстана с древнейших времен до наших дней » Основные направления национального возрождения

Развивались и держались татарская национальная система образования и национальная культура на общественной инициативе, на меценатской материальной базе, без фактической государственной поддержки. Главную свою заботу Министерство духовных дел и народного просвещения видело не в ^остановке национальной системы образования, а в том, чтобы закон, запрещающий браки православных с нехристианами строго соблюдался, чтобы представители нерусских народов-нехристиан и их дети не принимали ислам. В 1820 г. министр князь А. Голицын сообщал: "Я по магометанскому духовному начальству дал предписание, дабы магометане впредь не осмеливались венчать единоверцев своих с христианами". В 1854 г. был принят указ "Об ограждении идолопоклонников от совращения в магометанство". В нем речь шла о запрещении перехода от одной нехристианской веры в другую нехристианскую веру и браков между православными и нехристианами, о незаконности приписывания детей, появившихся в таких семьях, в неправославных. В 1888 г. министр внутренних дел дополнительно разъяснял, что считается "брак магометан с язычниками неправильным".

Новую национальную систему образования составили обновляющиеся мектебы и модернизированные медресе. В мектебах обучение велось по звуковому методу. Учебные планы предусматривали преподавание светских знаний — чтение, письмо, счет. Среднее и высшее образование давали перестраиваемые медресе, в которых, наряду с исламской теологией, стали преподавать современные науки. Одним из первых такое направление приняло Казанское медресе "Мухаммадия; руководимое Г. Баруди. В этом же духе начали свою работу в Казани еще три медресе; в 1771 г. — Ахувдовское и Апанаевское, в 1780 г. — при доме Амирханова. Среди наиболее авторитетных высших учебных заведений в других городах были медресе "Хусайния" в Оренбурге, Талия" — в Уфе. Преподавание в них вели известные татарские ученые Ш. Мард-жани, Ризаэддин Фахреддинов, Ф. Халиди, 3. Бигиев, Г. Ильяси и др. В числе авторитетных средних учебных заведений было медресе братьев Губайдуллы и Габдуллы Бобинских и их сестры Мухлисы в деревне Иж Буби (Вятская губерния). Желающие углубленно изучать исламс кую теологию и избравшие для себя служение в качестве имамов мечетей учились далее в теологическом медресе в Бухаре, других городах Boстока. Те же, кто хотел продолжить светское образование, переходили в университеты и институты России, Турции, других стран.

С конца XIX в. параллельно с мектебами при мечетях появились светские мектебы со специальными школьными учителями. Новое поколение школьных учителей возглавили И. Терегулов, 3. Хади, Ш. Та-гири, Г. Рафиков и др. Были образованы русско-татарские школы. Небольшая часть детей татар училась в русских гимназиях и других специальных школах. В 1876 г. в Казани открывается Татарский учительский институт (предшественник Казанского педагогического университета). В Оренбурге на средства мецената Гани Хусаинова была создана учительская семинария, в которой учились историк Хади Ат-ласи, писатель Гаяз Исхаки и другие. Часть кадров новой татарской интеллигенции вырастил Императорский Казанский университет.

В татарской национальной системе образования свое место занимали и церковно-приходские школы, созданные православной церковью для детей крещенных татар. Они были очагами татарского православного образования. Вначале в этих школах обучали детей в основном православным молитвам. Затем добавились светские предметы — чтение, письмо, счет. Обучение велось на татарском языке, по букварю, составленному на базе кириллицы. Окончившие эти школы свое дальнейшее образование могли продолжать в Центральной крещено-татарской школе, открытой в Казани в 1863 г. Учительские кадры Готовились на крещено-татарском отделении Инородческой учительской семинарии, созданной в 1872 г.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

«Вперёд, орлы! Ломай блокаду, её железное кольцо!»
В начале зимы 1942-43 годов Ладожское Озеро долго не замерзало, поэтому положение Ленинграда снова было весьма бедственно. Прорыв блокады нужен был, как воздух. В конце ноября 1942 года Венный совет Ленфронта доложил в Ставку, что первоочередной задачей боевых действий зимой 1942-43 должна быть операция по прорыву блокады. Военный сове ...

От начала восстания к его пику
Скрываясь от поисковых отрядов в сентябре, Пугачёв в сопровождении группы казаков прибыл в Бударинский форпост, где 17 сентября был оглашён его первый указ к Яицкому войску. Автором указа стал один из немногих грамотных казаков, 19-летний Иван Яковлевич Почиталин, отправленный отцом служить «царю». Отсюда отряд в 80 казаков направился в ...

Орден святой Екатерины.
Вряд ли еще где-либо найдется орден, в девизе которого были бы слова «За любовь». Но именно так: «За любовь и отечество» - написано на ленте ордена Екатерины, утвержденного Петром I… Поход Петра I против Турции в 1711 г. оказался не удачным: 38-тысячное русское войско, стоявшее лагерем на реке Прут, окружила 168-тысячная противника. Са ...