Основные направления национального возрождения
Страница 10

История » История Татарстана с древнейших времен до наших дней » Основные направления национального возрождения

Развивались и держались татарская национальная система образования и национальная культура на общественной инициативе, на меценатской материальной базе, без фактической государственной поддержки. Главную свою заботу Министерство духовных дел и народного просвещения видело не в ^остановке национальной системы образования, а в том, чтобы закон, запрещающий браки православных с нехристианами строго соблюдался, чтобы представители нерусских народов-нехристиан и их дети не принимали ислам. В 1820 г. министр князь А. Голицын сообщал: "Я по магометанскому духовному начальству дал предписание, дабы магометане впредь не осмеливались венчать единоверцев своих с христианами". В 1854 г. был принят указ "Об ограждении идолопоклонников от совращения в магометанство". В нем речь шла о запрещении перехода от одной нехристианской веры в другую нехристианскую веру и браков между православными и нехристианами, о незаконности приписывания детей, появившихся в таких семьях, в неправославных. В 1888 г. министр внутренних дел дополнительно разъяснял, что считается "брак магометан с язычниками неправильным".

Новую национальную систему образования составили обновляющиеся мектебы и модернизированные медресе. В мектебах обучение велось по звуковому методу. Учебные планы предусматривали преподавание светских знаний — чтение, письмо, счет. Среднее и высшее образование давали перестраиваемые медресе, в которых, наряду с исламской теологией, стали преподавать современные науки. Одним из первых такое направление приняло Казанское медресе "Мухаммадия; руководимое Г. Баруди. В этом же духе начали свою работу в Казани еще три медресе; в 1771 г. — Ахувдовское и Апанаевское, в 1780 г. — при доме Амирханова. Среди наиболее авторитетных высших учебных заведений в других городах были медресе "Хусайния" в Оренбурге, Талия" — в Уфе. Преподавание в них вели известные татарские ученые Ш. Мард-жани, Ризаэддин Фахреддинов, Ф. Халиди, 3. Бигиев, Г. Ильяси и др. В числе авторитетных средних учебных заведений было медресе братьев Губайдуллы и Габдуллы Бобинских и их сестры Мухлисы в деревне Иж Буби (Вятская губерния). Желающие углубленно изучать исламс кую теологию и избравшие для себя служение в качестве имамов мечетей учились далее в теологическом медресе в Бухаре, других городах Boстока. Те же, кто хотел продолжить светское образование, переходили в университеты и институты России, Турции, других стран.

С конца XIX в. параллельно с мектебами при мечетях появились светские мектебы со специальными школьными учителями. Новое поколение школьных учителей возглавили И. Терегулов, 3. Хади, Ш. Та-гири, Г. Рафиков и др. Были образованы русско-татарские школы. Небольшая часть детей татар училась в русских гимназиях и других специальных школах. В 1876 г. в Казани открывается Татарский учительский институт (предшественник Казанского педагогического университета). В Оренбурге на средства мецената Гани Хусаинова была создана учительская семинария, в которой учились историк Хади Ат-ласи, писатель Гаяз Исхаки и другие. Часть кадров новой татарской интеллигенции вырастил Императорский Казанский университет.

В татарской национальной системе образования свое место занимали и церковно-приходские школы, созданные православной церковью для детей крещенных татар. Они были очагами татарского православного образования. Вначале в этих школах обучали детей в основном православным молитвам. Затем добавились светские предметы — чтение, письмо, счет. Обучение велось на татарском языке, по букварю, составленному на базе кириллицы. Окончившие эти школы свое дальнейшее образование могли продолжать в Центральной крещено-татарской школе, открытой в Казани в 1863 г. Учительские кадры Готовились на крещено-татарском отделении Инородческой учительской семинарии, созданной в 1872 г.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Компания 1916–1917 годов
В начале 1916 года Германия считала, что Россия войну проиграла и поэтому честь своих войск перевела на борьбу с Францией. Для спасения Франции крупное наступление в Молдавии предпринял генерал А.А. Брусилов (Брусиловский прорыв ) и начал угрожать оккупацией Австрии. Для спасения Австрии от возможной оккупации, Германия прекратила насту ...

Социальные движения
В середине XVII века восстания охватили многие города страны. Самое крупное городское восстание известное под названием «соляной бунт» произошел в Москве в 1648 году. Причинойк восстанию стало введение правительством особого налога и соль, что привело к повышению цен. Крайняя непопулярность этого налога вызвало его отмену, но убытки ка ...

Награды государства Российского 1698 – 1917 гг. Ордена
Первый русский орден, получивший имя св. Андрея Первозванного , был учрежден в самом конце XVII века. Его знаки состояли из большой шитой серебром восьмиугольной звезды с девизом "За веру и верность" и собственно знака ордена в виде косого "андреевского" креста голубой эмали (на котором по преданию был распят святой) ...