Основные направления национального возрождения
Страница 14

История » История Татарстана с древнейших времен до наших дней » Основные направления национального возрождения

По-своему видел проблемы и сформулировал задачи национального возрождения выпускник школы Марджани Хусаин Файзханов (1821—1866). Известный востоковед, хорошо владевший арабским, персидским, русским языками, он был приглашен в Санкт-Петербургский университет в качестве преподавателя восточного факультета. Та-тарское национальное возрождение он связывал прежде всего с хоро-шо поставленным народным образованием, которое, по его мнению, должно было стать государственным делом. Файзханов разработал и представил проект создания государственной татарской гимназии, в которой предусматривалось преподавание на трех языках: татарском, русском и одном из европейских. Он также написал и в 1862 г. опубликовал "Краткую учебную грамматику татарского языка".

Как и его коллеги — просветители, он исследовал историю татарского народа, считая, что знание своей истории, наряду с языковой грамотой, — важное условие национального возрождения. Он открыл и расшифровал многие татарские эпиграфические памятники в районе Тетюш и в Касимовском ханстве. Ему принадлежат переводы мно-щх восточных, в том числе турецких источников. Известны его исследования по истории Крымского ханства.

Татарские просветители не замыкались в рамках внутритатарских национальных проблем. Понимая, что судьба татарского национального возрождения тесно связана с социально-политическим обновлением в России, они были едины в своих высказываниях по поводу процветания русского народа, всех нерусских народов государства. Они считали, например, что в укреплении взаимопонимания и складывании добрых отношений между татарским и русским народами большую роль играет знание татарами русского языка, русскими — татарского языка. К. На-мыри написал и издал "Правила чтения русского языка" (1889), "Грамматику русского языка" (1891), "Русско-татарский словарь" (1892) — татарских школ. В свою очередь, Ибрагим Халфин (1778—1828) и Мухаммадгали Махмудов (1824—1891), преподававшие татарский язык в Казанской гимназии, а затем в Казанском университете, Салихд-кан Кукляшев, обучавший татарскому языку курсантов в Неплюевском кадетском корпусе в Оренбурге, составили учебники, учебные пособия, словари по татарскому языку для русских учебных заведений ("Азбуку и грамматику татарского языка", "Татарскую хрестоматию", "Словарь к татарской хрестоматии" и др.)

Просвещение, как бы мы его высоко ни ценили, не было панацеей

от всех бед. Оно не стало идеей, реализующей абсолютную справедливость. Оно не заняло место существовавших религий, не превратилось в мировую религию. Просвещение — это сама живая жизнь народа, его призвание — поднять способность народа, его социальных структур, находить наиболее оптимальные пути развития общества. Просвещение, его идеи учат тому, как надо учиться у живой жизни своего времени и вырабатывать соответствующие новые идеи как руководство для данной ситуации. В этом смысле просвещение непреходяще.

Проявления национального и социального протеста. На ниве возрождения в первое время наиболее активно действовали новые слои

общества — предприниматели периода промышленного переворота, новая интеллигенция. Постепенно социальная активность охватывает и народные низы. Эта активность выражалась прежде всего в позитивной деятельности, направленной на национальное возрождение. Одновременно росла социальная активность народа и в области национального и социального протеста против национального гнета и социальной несправедливости.

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16

Первая мировая война 1914–1918
В 1904 году Великобритания присоединилась к франко-русскому союзу. Это окончательно раскололо Европу на два военных лагеря. Поводом к I Мировой войне стало убийство 15 июня 1914 года австрийского наследника престола эрцгерцога Фердинанда в сербском городе Сараево. Австрия предъявила Сербии унизительный ультиматум, в котором потребовала ...

Разумовский.
Затем пиит восклицает : Но какое вдруг явленье Поражает весь народ, На всех лицах удивленье, Все стоят разинув рот Уж не чудо ли морское На беду нашу катит. Иль страшилище какое К нам по воздуху летит. Нет, пустое. Это вздоры. То Кирилушка бежит, Всем умильно мечет взоры, На всех ласково глядит . Кирилушкой песнопевец назыв ...

Политика Ганзы
Руководители Ганзы очень искусно использовали благоприятные обстоятельства, чтобы забрать в свои руки торговлю на Балтийском и Северном морях, сделать из нее свою монополию, устранив все другие народы, и таким образом получить возможность по собственному усмотрению устанавливать цены на товары; кроме того, они старались приобрести в гос ...