Основные направления национального возрождения
Страница 13

История » История Татарстана с древнейших времен до наших дней » Основные направления национального возрождения

К представителям татарского просвещения Галимджан Ибрагимов 1 относил Габделкаюма Насыри (Каюма Насыри), Хусаина Файзханова, Шихабудцина Марджани, которые, по его словам, выступили во второй половине XIX в. в "едином реформаторском фронте". В дальнейшем в ряды этого "реформаторского фронта" влились многие другие, привнося в него свои мировоззрения, формировались в нем различные направления, отражавшие интересы отдельных классов и слоев общества Общее направление на глобальную модернизацию Татарстана, завершение дела нозрождения татарской национальной жизни при этом сохранялось.

Для обозначения этого феномена в татарской литературе употребляются два понятия: "татарский джадидизм" и "татарское просвещение". Первое понятие употреблялось, в основном, до революции 1917 г. и в первые годы после нее, в том числе Г. Ибрагимовым в 1926 г. Второму понятию отдавал предпочтение М.Х. Гайнуллин. Он отмечал: мысли о европеизации татарской жизни, просвещении i раждан и введении нового (джадидского) светского образования, о приобщении их к русской культуре и любовь к отчизне — вот кредо 1атарских просветителей.

Зачинатели татарского просвещения были хорошо осведомлены о просветительских идеях Западной Европы как непосредственно (особенно через французские источники), так и через русских просветителей, просветителей Египта, Турции, Крыма. Зачинатель крымско-та-гарского просвещения Исмагил Гаспринский часто упоминается татарскими историками в одном ряду с татарскими просветителями. В непосредственном контакте были татарские просветители со своими коллегами из Средней Азии и Казахстана.

Они были учеными-энциклопедистами. К.Ф. Фасеев отмечает, что выпускник Казанского медресе К. Насыри (1825—1902) характеризовался современниками как "сеятель знаний и новых мыслей". Он знакомил татарского читателя с открытиями Колумба и книгопечатником Гутенбергом, написал "Краткую историю России" и "Повесть об Ибн Сина" на татарском языке, в течение 20 лет издавал свои народные календари. Особенно велик его вклад в постановку изучения татарского языка, татарской истории и культуры, естественных наук в татарских школах. Им были составлены и изданы учебники по географии, арифметике, геометрии, грамматике татарского языка.

Глубокий след в татарском просвещении оставил Ш. Марджани — крупный историк, философ, теолог (1818—1889). Свои мысли по проблемам национального просвещения народа, углубления его национального самосознания, о путях и необходимости европейско-светского и исламского образования наиболее обстоятельно он изложил в своей книге "Назурат ал хак ." (Обозрение истины .), опубликованной в 1870 г. в Казани и ставшей известной далеко за пределами страны. Проповедовал Марджани идеи свободы и гуманизма, отстаивал солидарность и взаимную помощь между людьми, столь необходимые для единства нации. В междоусобных распрях, в общем упадке нравов он видел одну из важных причин поражения народа в войне против русских войск в XVI в. Глобальное возрождение Татарстана, включающее национальное освобождение, он связывал с победой просвещения, европейского демократизма в России. Этим он объяснял необходимость исламской лояльности по отношению к существующей власти в те годы. Не случайно позже Фатых Амирхан кратко, но емко отметил: "Безнен хыяллярда Марджани кулягэсе" (В наших мечтах — отблеск Марджани).

В своей неопубликованной книге "Введение к книге "Некрологи предшественникам, заветы потомкам" (Мукаддимэ китаб варииател аслаф ва тахийател ал ахлэф), написанной в 1883 г., Марджапи, как отмечает исследователь М.Х. Юсупов, на исторических примерах ряда стран доказывает, что благополучие государства, повышение культуры и благосостояния народа зиждется на расцвете просвещения и науки и, напротив, спад просвещения и науки ведет к застою, регрессу. Понимал Марджани и особое положение Татарстана, как страны, впитывающей культуру Востока и Запада и вносящей в то же время свой оригинальный вклад в мировую культуру.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Вступление
К началу 2-го тысячелетия н.э. произошло перераспределение экономических и политических сил в Северной Европе. Развитие этого региона в частности и международных отношений в Европе в целом привело среди прочего к появлению уникального в истории примера межнационального обмена и кэкономической кооперации, к появлению «Ганзы городов» (St& ...

Ликвидация Советской власти в Казахстане
Полномочия Верховного Совета КазССР, избранного в 1990 году, истекали в 1995 году. Однако в конце 1993 года в политической жизни республики произошли резкие изменения. В ноябре 1993 года Алатауский райсовет народных депутатов г. Алматы принял беспрецедентное решение о самороспуске, инспирированное исполнительной властью или нет, пока о ...

Довоинское обучение в Спарте
Чему же обучались в таких условиях юные спартанцы? Муштра имела основной задачей сделать их солдатами: все приносилось в жертву этой единственной цели, и прежде всего— интеллектуальная сторона образования, отныне сведенная к минимуму: «Спартанцы считают за благо, чтобы дети не учились ни музыке, ни грамоте. Напротив, ионийцы считают неп ...