Основные направления национального возрождения
Страница 13

История » История Татарстана с древнейших времен до наших дней » Основные направления национального возрождения

К представителям татарского просвещения Галимджан Ибрагимов 1 относил Габделкаюма Насыри (Каюма Насыри), Хусаина Файзханова, Шихабудцина Марджани, которые, по его словам, выступили во второй половине XIX в. в "едином реформаторском фронте". В дальнейшем в ряды этого "реформаторского фронта" влились многие другие, привнося в него свои мировоззрения, формировались в нем различные направления, отражавшие интересы отдельных классов и слоев общества Общее направление на глобальную модернизацию Татарстана, завершение дела нозрождения татарской национальной жизни при этом сохранялось. Подробное описание авиатехприемка тут.

Для обозначения этого феномена в татарской литературе употребляются два понятия: "татарский джадидизм" и "татарское просвещение". Первое понятие употреблялось, в основном, до революции 1917 г. и в первые годы после нее, в том числе Г. Ибрагимовым в 1926 г. Второму понятию отдавал предпочтение М.Х. Гайнуллин. Он отмечал: мысли о европеизации татарской жизни, просвещении i раждан и введении нового (джадидского) светского образования, о приобщении их к русской культуре и любовь к отчизне — вот кредо 1атарских просветителей.

Зачинатели татарского просвещения были хорошо осведомлены о просветительских идеях Западной Европы как непосредственно (особенно через французские источники), так и через русских просветителей, просветителей Египта, Турции, Крыма. Зачинатель крымско-та-гарского просвещения Исмагил Гаспринский часто упоминается татарскими историками в одном ряду с татарскими просветителями. В непосредственном контакте были татарские просветители со своими коллегами из Средней Азии и Казахстана.

Они были учеными-энциклопедистами. К.Ф. Фасеев отмечает, что выпускник Казанского медресе К. Насыри (1825—1902) характеризовался современниками как "сеятель знаний и новых мыслей". Он знакомил татарского читателя с открытиями Колумба и книгопечатником Гутенбергом, написал "Краткую историю России" и "Повесть об Ибн Сина" на татарском языке, в течение 20 лет издавал свои народные календари. Особенно велик его вклад в постановку изучения татарского языка, татарской истории и культуры, естественных наук в татарских школах. Им были составлены и изданы учебники по географии, арифметике, геометрии, грамматике татарского языка.

Глубокий след в татарском просвещении оставил Ш. Марджани — крупный историк, философ, теолог (1818—1889). Свои мысли по проблемам национального просвещения народа, углубления его национального самосознания, о путях и необходимости европейско-светского и исламского образования наиболее обстоятельно он изложил в своей книге "Назурат ал хак ." (Обозрение истины .), опубликованной в 1870 г. в Казани и ставшей известной далеко за пределами страны. Проповедовал Марджани идеи свободы и гуманизма, отстаивал солидарность и взаимную помощь между людьми, столь необходимые для единства нации. В междоусобных распрях, в общем упадке нравов он видел одну из важных причин поражения народа в войне против русских войск в XVI в. Глобальное возрождение Татарстана, включающее национальное освобождение, он связывал с победой просвещения, европейского демократизма в России. Этим он объяснял необходимость исламской лояльности по отношению к существующей власти в те годы. Не случайно позже Фатых Амирхан кратко, но емко отметил: "Безнен хыяллярда Марджани кулягэсе" (В наших мечтах — отблеск Марджани).

В своей неопубликованной книге "Введение к книге "Некрологи предшественникам, заветы потомкам" (Мукаддимэ китаб варииател аслаф ва тахийател ал ахлэф), написанной в 1883 г., Марджапи, как отмечает исследователь М.Х. Юсупов, на исторических примерах ряда стран доказывает, что благополучие государства, повышение культуры и благосостояния народа зиждется на расцвете просвещения и науки и, напротив, спад просвещения и науки ведет к застою, регрессу. Понимал Марджани и особое положение Татарстана, как страны, впитывающей культуру Востока и Запада и вносящей в то же время свой оригинальный вклад в мировую культуру.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Люди.
В старые годы в Москве до появления Грибоедова и Пушкина, жадно переписывались сотнями рук сатирические стихотворения, написанные на Тверской бульвар, Пресненские пруды и т. д. Стихи эти не отличались литературными достоинствами, но злость и ругательства, как говорит князь Вяземский, современник той эпохи, тогда имели соблазнительную пр ...

Профессорско-педагогический состав, его культурный и научный уровень
Личный состав профессоров был в начале царствования Александра довольно высок, главным образом благодаря приглашению иностранных ученых (в числе около 60 человек). Конечно, это вызывало то неудобство, что лекции читались на немецком языке, по латыни, иногда по-французски, и только половина профессоров читала по-русски. Была и вторая про ...

Замыслы и достижения
Следуя оценкам, высказываемым в СМИ по-российски демократического толка, мы всегда натыкаемся на констатацию того, что перестройка свершилась. Что существует список безусловных побед, то есть достигнутых по замыслу перестройки целей. В отличие от авторов, допущенных к публичным высказываниям, у читателей, то бишь достаточно образованных ...