Основные направления национального возрождения
Страница 15

История » История Татарстана с древнейших времен до наших дней » Основные направления национального возрождения

Одной из форм национального протеста было направление писем и петиций в органы государственной власти. В 1763—1788 гг., когда работала "Комиссия по составлению нового уложения", созданная Ека-териной II, в ее адрес были направлены требования разрешить татарам пользоваться родным языком в судах, выделить лесные полосы для татарских крестьян, отменить кабальное закрепление татар за государственными заводами, прекратить дискриминации по отношению к татарским купцам и промышленникам и т.д.

Национальный протест в той или иной форме был распространен против насильственных действий властей при крещении татар-мусуль-. ман, а также карательных действий по отношению к тем крещеным татарам, которые возвращались в ислам. В 1865 г. тетюшский исирав-ник доносил, что из 5105 душ крещеных татар в уезде, "почти все не хотят оставаться в православии". Власти начали принимать контрмеры. В следующем, 1866 году на этой почве произошли серьезные волнения, сопровождавшиеся столкновениями с властями.

Массовыми были волнения татарских крестьян в 1878—1879 гг., когда правительство приняло решение ввести в стране мирские (общественные) сборы и повинности "для удовлетворения потребностей, как-то: устройство и поддержание церквей, заведение сельских училищ и т.д.". Поскольку в этом решении не предусматривались расходы на татарские мечети, мектебы и т.д., татары бурно протестовали против него, В Казанском уезде дело дошло до разгрома некоторых волостных кан- целярий. Казанский губернатор Скарятин лично участвовал в подавлении волнений. Трое из активистов (М. Ибрагимов, X. Габидуллин, С. Шагиахметов) были осуждены на 4,5 года каторги каждый. Волне- ния имели место также в Самарской, Симбирской, Вятской, Уфимской, Пензенской губерниях. Чтобы понять психологию татар-мусульман, вла- стям приходилось даже заглядывать в Коран. Известный востоковед Г.С. Саблуков (1804—1880) перевел Коран на русский язык.

По-своему протестовали государственные крестьяне-татары против увеличения размера ясака (налога), который раньше не превышал одной десятой дохода. Протест выражался в отказе обнищавших крестьян платить ясак. В 1714 г. казанский губернатор П. Салтыков в письме Сенату жаловался, что "стало много ясачных людей, которые не хотят положенных великого государя податей платить". Некоторые из них свой протест выражали тем, что перебирались в отдаленные районы. В 1830 г. казанский губернатор А.П. Волынский отмечал, что беглые русские крестьяне заняли места ясачных татар, переселившихся в башкортские земли. Для сбора недоимок власти прибегали к насильственным мерам, что, в свою очередь, вызывало протесты. В 1854 г. в ряде деревень Казанского уезда во время сбора недоимок многие крестьяне были избиты, а один из них умер от побоев.

В 1773—1775 гг. серьезные волнения крестьян в Татарстане происходили на фоне антидворянских выступлений русских крестьян под предводительством Е. Пугачева. Повстанческие силы Пугачева, сформировавшись в районах, примыкавших к южным границам Татарстана, прошли отчасти по территории Татарстана и втянули в свою орбиту часть крестьян-татар. В 30-х гг. XIX в. крестьяне-татары протестовали против попыток властей ввести фактически крепостное право. Дело в том, что и 1797 г. бывшие земли царского двора были объявлены удельными землями, а сидевших на этих землях крестьян стали называть удельными крестьянами, т.е. на них распространялось крепостное право — они платили оброк (ежегодный сбор денег и продуктов), несли другие повинности. В дальнейшем по распоряжению министерства государственно-и) имущества их ряды пополнялись за счет свободных (ясачных) крестьян. Теперь очередь дошла и до татарских крестьян. Для перевода и разряд удельных крестьян были намечены крестьяне-татары Буинс-кого уезда. Сильный протест крестьян сорвал это мероприятие властей. Крестьяне-татары протестовали и против захвата их земель русскими помещиками. В 1852 г. в деревне Нурлат Свияжского уезда 31,5 десятин земли местных крестьян захватил помещик Еримеев. Суд занял сторону помещика. Выступившие в защиту своей земли крестьяне были разогнаны. Активисты крестьянского выступления Хусаинов, Халитов, Ахматов были арестованы. С присоединением Татарстана к России все лесные массивы оказались в руках государства и русских помещиков. Самовольная порубка леса была еще одной формой крестьянского протеста. Крестьяне шли на этот крайний шаг, не имея возможности купить стройматериалы. Такой факт имел место, например, и Спасском уезде. На суде Мухаммад Забиров говорил, что рубили лес но "бедному состоянию для необходимой поправки надворного строения". Вызывало протесты крестьян несправедливое проведение рекрутского набора. Отдать сына в солдаты, служба которых продолжалась 25 лет, было обременительно для любого хозяйства. Источники сообщают о многих случаях крестьянских волнений по этому поводу. В социальном протесте участвовали и рабочие мануфактур, а затем и машинных предприятий. Большинство этих предприятий в Татарстане принадлежало государству и русским капиталистам, основную массу рабочих в них составляли русские. В авангарде социального протеста здесь оказались русские рабочие. Основную причину протеста составили непосильно высокие нормы выработки, изнуряюще долгий рабочий день, тяжелые условия работы и жизни. Волнения рабочих жестоко подавлялись, безжалостно применялись розги, отдача в солдаты, ссылка в Сибирь. Особенно упорными были протесты посессионных рабочих, пока не было отменено посессионное право одновременно с крепостным правом.

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16

Духовная культурная жизнь в СССР в 50–60-х годах: «оттепель». Преодоление сталинизма
После ХХ съезда партии было ослаблено идеологическое давление на искусство, реабилитированы многие деятели искусства. 60-е годы писатель Илья Эренбург назвал «оттепелью ». Переосмысление советской истории началось задолго до ХХ съезда партии. Авторы стремились реально отобразить жизнь советского общества. Хрущев понимал, что репрессивн ...

Московская Русь в XV-XVI веках
Несмотря на все успехи Москвы в деле собирания русских земель, свою независимость к XV веку сохранили Новгородская республика и княжество Тверское. Москва продолжала собирать по всем княжествам ордынскую дань. Само Московское княжество сохраняло удельную систему. Однако удел старшего сына и наследника престола был всегда больше, чем все ...

Волго-балтийский торговый путь
Другой трансконтинентальный торговый путь из северно-западной и центральной Руси по реке Итиль к Хвалынскому морю проходил через земли Волжской Болгарии ее города: Булгар, Сувар, «Великий город Биляр» и др. где, сходились торговые пути, про­ходившие через Хазарию, в Сред­нюю Азию и Иран, на Русь, Прибалтику и Скандинавию, Кавказ и Визан ...