Основные направления национального возрождения
Страница 11

История » История Татарстана с древнейших времен до наших дней » Основные направления национального возрождения

Обрела новое дыхание татарская национальная литература. Постепенно она выходит из специфической исламско-татарской орбиты с определенным влиянием суфизма и накшбанди периода национального выживания на светскую дорогу. Национальное возрождение сопровождалось становлением современной татарской национальной литературы. Наиболее ранними выразителями этого литературного процесса стали Габдрахман Утыз Имэни (1754—1834), Габделджаббар Кандалый (1797-1860), Гали Чокрый (1826-1889), Мифтахетдин Акмулла (1831-1895), Яков Емельянов (1848-1893).

Утыз Имэни в своей поэме "Баяннар" (Изложения) выразил насущные проблемы татарского общества в эпоху национального возрождения. Он рассуждает о том, что значит быть человеком (екет улмак), кто такой ученый, в чем суть взаимного согласия людей и их дружбы, что значит быть злым, как надо уважать родной язык, каково должно быть поведение богатого человека. В духе размышлений о перспективах развития татарской нации написаны им поэмы "Тэнзих эл эфхэр" (Очищение мыслей), "МоЬиммэтез заман" (Важности времени). Широкообразованный человек своего времени Утыз Имэни писал свои труды на татарском, арабском, персидском языках, пользовался большим авторитетом не только у себя в стране, но и за границей. Светский образ жизни татарского общества отражен в лирико-эпических поэмах Кандалый "Сахибжамал", "Мулла и абыстай".

В татарской литературе появился новый жанр — современная драматургия. В литературную жизнь вошли своими произведениями Ф. Халиди (1851-1923), 3. Бигиев (1870-1902), Г. Ильяси (1856— 1895). Литература становится доступной относительно широким кругам читателей, усиливается ее роль в развитии национального самосознания и укреплении народного духа, ориентированного на национальное возрождение.

Успехи возрождения проявлялись в становлении современной науки. Появились труды по истории, философии, естествознанию, " языкозйанию, литературоведению. Наиболее ценными по истории Татарстана являются труды Шихабуддина Марджани, заложившего "краеугольный камень национальной истории" (Г. Сагди). Его двухтомный большой труд "Мустафад ал ахбар фи ахвали Казан ва Булгар" (Источники по истории Казани и Булгара) был опубликован в 1885 и 1900 гг

В области философии своими трудами известен Габделнаср Курса-ви (1775—1812). Родился он в Казанском уезде, окончил медресе в Мал-мыже, изучал восточную философию по трудам ал Фараби, Ибн Сина. Он оставил более 10 философских трудов, среди которых выделяется "Ал Аршад лил Гыйбад" (Наставления на путь истины). Отстаивал он рациональное толкование Корана, проповедовал свободу личности в выборе своего жизненного пути на земле в рамках религиозных и рациональных нравственных норм. Наибольшее развитие получает татарское языкознание и татарское литературоведение в трудах К. Насыри, И. Хал-фина и других ученых. Ш. Марджани пишет о заслугах в области математики и астрономии Хамзы ибн Мухаммада ал Казани ал Баразави, прозванном Хамза — звездочет (ум. в 1826 г.). Он изготовил свои астро- лябию и глобус, составил звездные каталоги и календари.

Одновременно вырос интерес к татарскому языкознанию и истории Татарстана со стороны русских востоковедов. А.К. Казем-бек (1802—1870), более 20 лет преподававший в Казанском университете, написал свой из-вестный труд "Грамматика турецко-татарского языка". И.Н. Березин (1818—1896 ) опубликовал работы "Татарский летописец", "Булгар на Волге". Итоги своих многолетних исследований К.Ф. Фукс (1776—1846) издал в 1844 г. в виде книги "Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях". Перу известного востоковеда В.В. Вельяминова-Зернова принадлежат "Исследования по истории Касимовских царевичей". В 1884 г. вышла книга В.В. Радлова "О языке кумапов".

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Изменения в общественно-политической жизни южного кыргызстана во второй половине 19 века
В 1865 году крупными военными силами русских под предводительством генерала М.Г. Черняева был осаждён и взят Ташкент. Отныне власть Кокандского ханства ограничивалась лишь Ферганской долиной и кыргызскими кочевьями Памиро-алая. Ограничения территории вызвало сокращение доходов казны, что побуждало хана увеличить размер налогов и податей ...

Соседи славян
На северо-западе, севере и северо-востоке славяне соседствовали с угро-финскими племенами . На юге низовье Волги и Днепра занимал Хазарский каганат , который защищал славян от кочевников из Сибири. На востоке расположилась Волжская Булгария . На западе были балты, германцы и западные славяне. Славяне вели активную торговлю как со своими ...

Реформы 90-х годов в Татарстане. Демократическое движение в Татарстане
Перестройка в СССР. К середине 1980-х годов кризис власти в Союзе достиг критической точки. Отходивший от власти народ как в областях России, так и в национальных республиках все больше склонялся к оппозиции, требуя реформ. В ответ власти Союза решили взять инициативу в свои руки и выдвинули на пост Генерального секретаря ЦК КПСС Михаил ...