Обрела новое дыхание татарская национальная литература. Постепенно она выходит из специфической исламско-татарской орбиты с определенным влиянием суфизма и накшбанди периода национального выживания на светскую дорогу. Национальное возрождение сопровождалось становлением современной татарской национальной литературы. Наиболее ранними выразителями этого литературного процесса стали Габдрахман Утыз Имэни (1754—1834), Габделджаббар Кандалый (1797-1860), Гали Чокрый (1826-1889), Мифтахетдин Акмулла (1831-1895), Яков Емельянов (1848-1893).
Утыз Имэни в своей поэме "Баяннар" (Изложения) выразил насущные проблемы татарского общества в эпоху национального возрождения. Он рассуждает о том, что значит быть человеком (екет улмак), кто такой ученый, в чем суть взаимного согласия людей и их дружбы, что значит быть злым, как надо уважать родной язык, каково должно быть поведение богатого человека. В духе размышлений о перспективах развития татарской нации написаны им поэмы "Тэнзих эл эфхэр" (Очищение мыслей), "МоЬиммэтез заман" (Важности времени). Широкообразованный человек своего времени Утыз Имэни писал свои труды на татарском, арабском, персидском языках, пользовался большим авторитетом не только у себя в стране, но и за границей. Светский образ жизни татарского общества отражен в лирико-эпических поэмах Кандалый "Сахибжамал", "Мулла и абыстай".
В татарской литературе появился новый жанр — современная драматургия. В литературную жизнь вошли своими произведениями Ф. Халиди (1851-1923), 3. Бигиев (1870-1902), Г. Ильяси (1856— 1895). Литература становится доступной относительно широким кругам читателей, усиливается ее роль в развитии национального самосознания и укреплении народного духа, ориентированного на национальное возрождение.
Успехи возрождения проявлялись в становлении современной науки. Появились труды по истории, философии, естествознанию, " языкозйанию, литературоведению. Наиболее ценными по истории Татарстана являются труды Шихабуддина Марджани, заложившего "краеугольный камень национальной истории" (Г. Сагди). Его двухтомный большой труд "Мустафад ал ахбар фи ахвали Казан ва Булгар" (Источники по истории Казани и Булгара) был опубликован в 1885 и 1900 гг
В области философии своими трудами известен Габделнаср Курса-ви (1775—1812). Родился он в Казанском уезде, окончил медресе в Мал-мыже, изучал восточную философию по трудам ал Фараби, Ибн Сина. Он оставил более 10 философских трудов, среди которых выделяется "Ал Аршад лил Гыйбад" (Наставления на путь истины). Отстаивал он рациональное толкование Корана, проповедовал свободу личности в выборе своего жизненного пути на земле в рамках религиозных и рациональных нравственных норм. Наибольшее развитие получает татарское языкознание и татарское литературоведение в трудах К. Насыри, И. Хал-фина и других ученых. Ш. Марджани пишет о заслугах в области математики и астрономии Хамзы ибн Мухаммада ал Казани ал Баразави, прозванном Хамза — звездочет (ум. в 1826 г.). Он изготовил свои астро- лябию и глобус, составил звездные каталоги и календари.
Одновременно вырос интерес к татарскому языкознанию и истории Татарстана со стороны русских востоковедов. А.К. Казем-бек (1802—1870), более 20 лет преподававший в Казанском университете, написал свой из-вестный труд "Грамматика турецко-татарского языка". И.Н. Березин (1818—1896 ) опубликовал работы "Татарский летописец", "Булгар на Волге". Итоги своих многолетних исследований К.Ф. Фукс (1776—1846) издал в 1844 г. в виде книги "Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях". Перу известного востоковеда В.В. Вельяминова-Зернова принадлежат "Исследования по истории Касимовских царевичей". В 1884 г. вышла книга В.В. Радлова "О языке кумапов".
Россия в XVII веке: особенности социально-политического развития. Рост
государственной территории.
Общая характеристика.В XVII веке в России сложились предпосылки к петровским реформам. В экономике усиливается значение крепостного труда, завершается формирование единого общерусского рынка и географическая специализация территорий. В социальной жизни постепенно теряют свое значение Земские соборы и развивается абсолютная монархическая ...
Юрий Галенович, доктор исторических наук
В 1894 году — раньше, чем появилась партия Ленина в России, — Сунь Ятсен создал политическую партию для борьбы против монархического строя в Китае, который был тогда Великой Цинской империей. Наряду с борьбой против монархии целью революционной партии Сунь Ятсена была и борьба китайцев против маньчжур, которых тогда считали варварами, з ...
Особенности развития Галицко-Волынского княжества и его культура
Во второй половине XI-XII веков образовалась «областная» территория по верхней части течения Днестра. На юго - востоке по Днестру она простиралась до Ушицы. В юго-западном направлении Галицкая территория захватывала верховья Прута.В междуречье Прута и Днестра лежал Кучельмин. Сама территория получила название "Галицкой» земли в нача ...