Пути сообщения и торговля
Страница 1

История » Россия в начале XIX в. » Пути сообщения и торговля

Одна из особенностей географического положения России заключается в значительном удалении большей части ее территории от моря. В Западной Европе нет ни одного пункта, который бы отстоял от моря дальше чем на 300 км, а между тем расстояние от Москвы до моря - 650 км, от Уральских гор - более 1100 км.

Другая особенность в те времена состояла в том, что основная часть разведанных полезных ископаемых находилась на Урале, Кавказе, в Сибири, т. е. на значительном расстоянии от основных промышленных центров. Поэтому экономика России очень зависела от состояния транспорта.

В первой половине XIX в. основной поток грузов внутри страны перевозился по рекам. Суда шли под парусом, на веслах, использовался труд бурлаков. Зимой движение прекращалось. Чтобы перевезти грузы в Петербург с Урала или с Юга, одной навигации не хватало. Во второй четверти ХIIХ в. на Волге стало налаживаться пароходное сообщение. Движение грузов ускорилось, но сезонность сохранилась. Только при помощи наземного транспорта можно было добиться круглогодичного оборота товаров. В середине XIX в. началось строительство шоссейных дорог. В канун крестьянской реформы 1861 г. они были проложены почти во все губернии Европейской России. Восемь лет шло строительство Николаевской железной дороги. Открытая в 1851 г., она соединила Москву и Петербург. После этого приступили к строительству железной дороги Петербург — Варшава.

В местах пересечения торговых путей устраивались ярмарки. Самой большой и знаменитой из них была Нижегородская ярмарка, с 1816 г. заменившая Макарьевскую. Ежегодно в июле — августе сюда стекалось множество товаров, отечественных и зарубежных, из стран Европы и Востока. Общая сумма проданного товара достигала нескольких десятков миллионов рублей. Главным товаром на ярмарке был чай, который везли из Китая. Кофе поступало в Россию из стран Ближнего Востока и Латинской Америки. В Петербурге больше пили кофе, в Москве — чай.

И все-таки на ярмарки и торжища вывозились далеко не все товарные излишки, производившиеся в России. У помещиков скапливались нереализованные запасы хлеба за несколько лет.

Города и промышленность. В начале XIX в. в России было 686 городов и посадов, из них 41 в Сибири. В городах проживало 2,7 млн человек (6,5% всех российских жителей). Самым крупным городом был Петербург (335 тыс. жителей). В Москве насчитывалось 270 тыс. человек. В Сибири самым большим городом был Тобольск (16 тыс. жителей).

Многие небольшие города имели аграрный характер. Их жители пахали землю, выращивали скот, возделывали огороды. В среднерусских городах было развито садоводство. Такие города, как Путивль, Ржев, буквально утопали в садах. Поскольку строительный камень везли издалека и он был дорог, преобладала деревянная застройка. Пожары, случалось, опустошали целые города. В 1842 г. в Казани пожар истребил более тысячи домов.

Некоторые города (Петербург, Москва, Тула, Ярославль, Коломна. Кунгур и др.) выделялись большим количеством промышленных заведений. В промышленности происходила конкуренция между крепостным трудом и вольнонаемным. Первый использовался в помещичьих мануфактурах и на старых уральских заводах, переживавших с конца XVIII в. затяжной кризис. Второй применялся на мелких, но быстро развивавшихся предприятиях, которые открывали купцы, мещане и разбогатевшие крестьяне.

К середине XIX в. доля вольнонаемных рабочих в русской промышленности составляла около половины. Вольнонаемным рабочим нередко был крепостной оброчный крестьянин. Кадры потомственных рабочих были еще невелики.

Страницы: 1 2

Аравия в раннее средневековье. Образование общеарабского раннефеодального государства
В VII в. основным центром объединения Аравии стал Хиджаз, район сравнительно развитого земледелия, ремесла и торговли. Здесь были такие крупные города, как Мекка, Ясриб и Таиф. Эти города имели давние и довольно прочные экономические и религиозные связи с кочевыми скотоводческими и оседлыми племенами всей Аравии. Необходимо отметить, чт ...

"Дней Александровых прекрасное начало…"
Воцарение Александра I сопровождалось заменой устаревшей системы государственного управления - коллегий - министерствами, которые более соответствовали требованиям времени. Среди других министерств, организованных царской властью в 1802 г., было создано Министерство народного просвещения, во главе которого был поставлен екатерининский в ...

Политика восстановления Германии
Вхождение ФРГ в европейское сообщество, будучи «руководящей идеей» политики Аденауэра и Соединенных Штатов Америки, являлось, однако, лишь одним из элементов той, другой цели, т. к. главной целью, было восстановление сильной Германии. Если экономическое сотрудничество ФРГ с западными державами должно было привести к заключению между ним ...