Предмет экономической истории. Связь экономической истории с историей экономической политики
Страница 1

История » Связь экономической истории с историей экономической политики » Предмет экономической истории. Связь экономической истории с историей экономической политики

Будущему экономисту необходимо знать историю народного хозяйства. Изучение данного курса поможет лучше ориентироваться в настоящем, в том, что происходит в современной экономике, предусмотреть будущее. Предметом изучения экономической истории является изучение хозяйственной деятельности народов разных стран, развития их производительных сил и производственных отношений, смены способов производства на всем протяжении развития человеческого общества.

Изучение экономического развития человеческого общества поможет осознать причины и значение решающих социально-экономических сдвигов в мировой истории, понять основные этапы развития производительных сил, производственных отношений и неизбежность общественно-экономических формаций; определить, как влияют на экономику различных стран революции, войны, политические события.

Экономическая история (ЭИ) рассматривает историю человеческого общества как историю развития способов производства в их хронологической последовательности:

 первобытнообщинный;

 рабовладельческий;

 феодальный;

 капиталистический;

 социалистический.

Материальное производство - основа жизни развития общества - осуществляется не вообще, а только при определенном способе производства, одну сторону которой составляют производительные силы (средства производства и люди), а вторую – производственные отношения: отношения между людьми в процессе производства. Развитие производительных сил в каждой стране и в каждую историческую эпоху осуществляется в единстве с развитием производственных отношений и происходит под влиянием различных политических и исторических событий.

Определяющим фактором сущности, характера производственных отношений является форма собственности на средства производства. Именно отношение к средствам производства определяет в первую очередь положение различных общественных групп и классов в том или ином обществе, взаимоотношения между ними, распределение материальных благ (результатов производства). Совокупность производственных отношений и составляет экономическую структуру общества, его экономический базис, на который опираются политическая, идеологическая и др. надстройки общества.

Экономическая история как наука занимается исследованием процесса исторического развития производства, изучением способов производства, сменяющих друг друга на протяжении веков, анализом производительных сил и производственных отношений людей на конкретном историко-экономическом материале отдельных стран по историческим периодам и эпохам.

Экономическая история изучает развитие народного хозяйства в разных странах и в разные эпохи, развитие экономики той или иной страны в комплексе, во всех отраслях: промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, строительстве, торговле, финансах, кредите, денежном обращении, внешнеэкономических связях. ЭИ изучает также экономическую политику государств в том или ином периоде, развитие форм организации и планирования отраслей народного хозяйства и систем управления ими, рассматривает сдвиги, происходящие в развитии производительных сил.

К истории народного хозяйства экономисты обращаются (осознавая или не осознавая это) буквально на каждом шагу. Казалось бы, что общего у экономической истории с бухгалтерским годовым отчетом предприятия? Тем не менее, он в значительной степени построен на историко-экономических материалах и методах. Ведь вся динамика данного хозяйства носит исторический характер.

При сравнении показателей разных периодов, по сути, отражается историко-экономический процесс формирования и развития производства. Разные периоды - разные мощности, разные задачи и технико-экономические характеристики, и все это учитывается в системе управления предприятием, отражается на результатах его деятельности. Нельзя научиться основам экономического мышления, не научившись представлять хозяйство в его историческом аспекте.

Изучая ЭИ, можно научиться анализировать и понимать не только коллективные показатели экономического развития отдельных стран. На конкретных материалах можно понять сущность социально-экономического строя общества на различных этапах его развития, почему и как происходит смена способов производства.

ЭИ тесно связана с экономическими дисциплинами. Это экономика и организация промышленности, финансы и денежное обращение, планирование и др. Однако в отличие от этих дисциплин экономическую историю интересует конкретная экономика не сама по себе, а историко-экономическая сущность той или иной ее отрасли и роли в масштабе всего общества.

Изучение развития экономики той или иной страны невозможно без учета влияния на нее политической и идеологической надстроек общества. Поэтому ЭИ тесно связана с общей историей, историей науки, культуры и т.д, Однако она не повторяет все эти науки, а имеет свой собственный предмет изучения.

Страницы: 1 2

Cемья Петра I
В первый раз Пётр женился в 17 лет по настоянию матери на Евдокии Лопухиной в 1689 году. Спустя год у них родился царевич Алексей, который воспитывался при матери в понятиях, чуждых реформаторской деятельности Петра. Остальные дети Петра и Евдокии умерли вскоре после рождения. В 1698 году Евдокия Лопухина оказалась замешана в стрелецком ...

Вторая пятилетка
В январе-феврале 1933г. XVII съезд ВКП(б) утвердил второй пятилетний план развития народного хозяйства на 1933 – 1937гг. В нём среднегодовые темпы прироста промышленной продукции снижались до 16,5% (против 30% в первой пятилетке). Были учтены просчёты в развитии лёгкой промышленности, которая теперь по среднегодовому росту производства ...

Иван III (1452–1505)
Ликвидация остатков феодальной раздробленности пришлась на время правления Ивана III (1452–1505). В 1478 году он захватил Новгород, в 1485 году – Тверь. В целях укрепления своей власти Иван III переселил часть новгородских аристократов, а на их землях разместил московских дворян. В своем завещании Иван III не выделил своей семье удела ...