Задача ЭИ состоит в том, чтобы сначала собрать и описать исторические факты, события, явления экономического развития стран, а затем после анализа и изучения объединить в единую картину хозяйственного развития.
ЭИ включает изучение внутренней и внешней политики государства, общественных движений, войн, национальных и этнографических особенностей, религиозных культур, науки, искусства и т.д. Все эти проблемы изучаются не сами по себе, а с точки зрения их роли в развитии экономики. Для ЭИ важны не подробности политической или вооруженной борьбы, не военная стратегия, а экономическая политика и экономический аспект войн, т.е. изменения в экономической жизни общества, вызванные теми или иными политическими событиями. ЭИ исследует не историю той или иной религии вообще, а прежде всего влияние, какое она оказывает на хозяйственную жизнь, ищет факторы изменений в хозяйстве.
Изучение ЭИ невозможно без ее периодизации. Задачей периодизации является установление определенных, хронологически последовательных этапов истории экономического развития общества.
В основу каждого периода должны быть положены общие для всех стран черты исторического развития.
Различные ученые предлагали периодизацию ЭИ по-разному.
Так, немецкий буржуазный экономист Гильдебранд предложил делить ее на три периода:
• натуральное хозяйство, когда продукты обмениваются непосредственно без участия денег;
• денежное хозяйство, при котором обмен происходит при посредстве денег;
• кредитное хозяйство, при котором в обмене участвует кредит.
Русский ученый Л.И.Мечников предложил периодизацию по степени развития водных путей сообщения:
• речной период;
• средиземноморский период (средневековье);
• океанический период (новая и новейшая история).
Древние ученые, такие как Хентингтон из США, предлагает разбить изучение ЭИ по второстепенным факторам - торговля и обмен, денежное обращение и кредит, а Тойнби из Англии - по культуре, религии и роли отдельных личностей.
Маркс предложил периодизацию ЭИ по социально-экономическим формациям:
• первобытнообщинная;
• рабовладельческая;
• феодальная;
• капиталистическая;
• социалистическая.
Это дает возможность проследить восхождение общества от низшего способа производства к высшему.
Таковы основные задачи и сущность ЭИ как самостоятельной научной дисциплины.
Западная Индонезия к началу средневековья (V— VII вв.)
Возникновение классового общества на о. Ява, где находились наиболее плодородные и густонаселенные рисоводческие долины, при¬вело к созданию ряда государств. Объединения земледельческих об¬щин с их землями и оросительными системами и родоплеменная знать подчинялись верховной власти монарха-деспота, поддерживаемого жре¬цами. Таким было н ...
Социальные и экономические итоги
Количественная динамика вовлечения крестьянства в колхозы в годы второй пятилетки представлена в следующей таблице:
Таблица 1
Годы
Общее число крестьянских хозяйств
Коллективизировано
млн.
млн.
%
1933
23,2
15,2
65
1934
22,0
15,7
71,4
1935
20,8
17,3
83,2
1936 ...
Конец войны, выводы
Мир вступал в эпоху «холодной войны»: неустойчивого равновесия, кризисов, конфликтов. Умами политиков и простых граждан овладевал страх атомного Армагеддона. «Холодная война» начиналась с противостояния двух неравных по мощи сверхдержав. Хотя Советский Союз был способен сокрушить ближайших европейских союзников США, американские бомбард ...