Задача ЭИ состоит в том, чтобы сначала собрать и описать исторические факты, события, явления экономического развития стран, а затем после анализа и изучения объединить в единую картину хозяйственного развития.
ЭИ включает изучение внутренней и внешней политики государства, общественных движений, войн, национальных и этнографических особенностей, религиозных культур, науки, искусства и т.д. Все эти проблемы изучаются не сами по себе, а с точки зрения их роли в развитии экономики. Для ЭИ важны не подробности политической или вооруженной борьбы, не военная стратегия, а экономическая политика и экономический аспект войн, т.е. изменения в экономической жизни общества, вызванные теми или иными политическими событиями. ЭИ исследует не историю той или иной религии вообще, а прежде всего влияние, какое она оказывает на хозяйственную жизнь, ищет факторы изменений в хозяйстве.
Изучение ЭИ невозможно без ее периодизации. Задачей периодизации является установление определенных, хронологически последовательных этапов истории экономического развития общества.
В основу каждого периода должны быть положены общие для всех стран черты исторического развития.
Различные ученые предлагали периодизацию ЭИ по-разному.
Так, немецкий буржуазный экономист Гильдебранд предложил делить ее на три периода:
• натуральное хозяйство, когда продукты обмениваются непосредственно без участия денег;
• денежное хозяйство, при котором обмен происходит при посредстве денег;
• кредитное хозяйство, при котором в обмене участвует кредит.
Русский ученый Л.И.Мечников предложил периодизацию по степени развития водных путей сообщения:
• речной период;
• средиземноморский период (средневековье);
• океанический период (новая и новейшая история).
Древние ученые, такие как Хентингтон из США, предлагает разбить изучение ЭИ по второстепенным факторам - торговля и обмен, денежное обращение и кредит, а Тойнби из Англии - по культуре, религии и роли отдельных личностей.
Маркс предложил периодизацию ЭИ по социально-экономическим формациям:
• первобытнообщинная;
• рабовладельческая;
• феодальная;
• капиталистическая;
• социалистическая.
Это дает возможность проследить восхождение общества от низшего способа производства к высшему.
Таковы основные задачи и сущность ЭИ как самостоятельной научной дисциплины.
Введение.
Я обратился к теме «Награды» не случайно. Мой дедушка имеет много наград, он был сапером во время Великой Отечественной войны. Мне очень хотелось узнать, за что была дана каждая медаль или орден. К сожалению, литературы по данной теме очень мало. Я узнал, что учение о наградах называется фалеристикой. Изучение наград входит составной ча ...
Духовная культурная жизнь в СССР в 50–60-х годах: «оттепель».
Преодоление сталинизма
После ХХ съезда партии было ослаблено идеологическое давление на искусство, реабилитированы многие деятели искусства. 60-е годы писатель Илья Эренбург
назвал «оттепелью
». Переосмысление советской истории началось задолго до ХХ съезда партии. Авторы стремились реально отобразить жизнь советского общества. Хрущев понимал, что репрессивн ...
Спартанское чудо
Таково пресловутое спартанское образование, вызывавшее такой интерес, как в древности, так и в Новое время. Французскому историку трудно говорить о нем с полным беспристрастием. Немецкая наука от К.О. Мюллера (1824) до В. Йегера (1932) страстно им восхищалась: она видела в нем проявление нордического духа, присущего дорийской расе, и во ...