Поворот к национальному возрождению
Страница 1

История » История Татарстана с древнейших времен до наших дней » Поворот к национальному возрождению

Ветры просвещения. Знаменем мирового прогресса в XVIII— XIX вв. становится новый цивилизационный феномен, вошедший в историю под емким названием "Просвещение". Эпоха Просвещения стартовала в Западной Европе. Наиболее видными ее представителями были: в Великобритании — Дж. Локк, во Франции — Волй-тер, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, в Германии — Г.Э. Лессинг, И.Г. Гердер, И.В. Гёте, в США — Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн. Суть предлагавшейся'социальной модернизации общества составила идея признания и обеспечения свободы человека (гуманизм) с упразднением сословности, предоставления каждому духовной свободы, равной возможности владеть частной собственностью и беспрепятственного пользования гражданскими правами.

Просветители понимали, что гуманизация общества невозможна без упразднения абсолютной монархии. Возникли идеи суверенитета народа, национального суверенитета. На смену наднациональным империям, основанным на религиозной общности, приходили национальные государства. Совершенная под просветительским лозунгом "народ имеет право свергать неугодный ему государственный режим" французская революция конца XVIII в. открыла путь для освобождения общества от системы абсолютной монархии и перехода к системе парламентской республики или парламентской монархии. Разъясняя свою линию, французские просветители ввели в употребление понятие "нация" для обозначения народа, обретавшего новые качества — бессословность, свободу, paвенство, братство и строящего свою жизнь на своей национальной1 территории, в своем национальном государстве. Аббат Сьейес (1718—1836), один из основателей якобинского клуба, участник выработки Декларации прав человека и гражданина, так разъяснял это понятие: "Нация — это союз сотоварищей, живущих в соответствии с общим законом и представленных единой законодательной властью". С этого времени слово "нация" употребляется в двух значениях: в старом, социально-этническом — в смысле этнокультурной общности, и в новом — в смысле социально-политической (государственной) общности.

Идеи просвещения и модернизации в России. Наиболее острыми и неотложными проблемами в России тогда были преодоление технико-экономической отсталости; освобождение крепостных крестьян; модернизация царского самодержавия; предоставление национальных прав порабощенным нерусским народам.

В отличие от Западной Европы, инициативу в решении этих проблем берет на себя русская дворянская самодержавная власть. При решении русских национальных проблем она старается не терять православной самобытности России и растянуть постепенную модернизацию на более длительный срок. По отношению к нерусским народам сохраняется несколько смягченная политика завершения их колонизации.

Император ПетрII приложил большие усилия для того, чтобы I" Россию потекла европейская военная и военно-морская технология. был совершен скачок в металлургии, кораблестроении, торговле. И вопросах же государственного устройства он стал на путь дальнейшего укрепления режима царского самодержавия путем формирования новой государственной опоры в лице русской дворянской элиты и заключения "священного союза" власти с церковью. В целях восприятия европейских технических новшеств он добавил к выходу в Европу через северные моря еще и ворота через Балтийское море. Бедственное же положение русских крестьян и национальное бесправие нерусских народов при этом только усилились.

Императрица Екатерина II сделала следующий шаг в укреплении царского самодержавия, возвысив дворянскую элиту. Русское дворянство поставляло не только офицеров для армии, но и деятелей науки, литературы, искусства. Самодержавная дворянская монархия была объявлена просвещенной. Раскол в обществе усилился. Противостояли друг другу просвещенная дворянская монархия с мощной военной силой, развитой Наукой, культурой, искусством, с одной стороны, и оставленное в стороне н модернизации русское крепостное крестьянство — с другой.

С наступлением XIX в. в русском обществе заговорили об освобождении русских крепостных крестьян и переходе к европейским формам организации русского национального государства. Молодой Александр I в первые годы своего царствования заигрывал с реформаторами (Сперанским и др.). После того как он, опьяненный победой над Наполеоном, отказался от увлечений молодости, с реформаторскими идеями выступила небольшая часть передового дворянства — декабристы. Они предложили заменить самодержавие конституционной монархией (Н.М. Муравьев) или конституционной республикой (П.И. Пестель).Однако до середины XIX в. практических подвижек в реализации идеалов Просвещения в России не было. ВО. Ключевский с горечью отмечал: "Чем более расширялась территория нашего государства, тем более стеснялась внутренняя свобода народа", "чем шире пользовались мы плодами западноевропейской культуры, тем более расходились с ее основными стремлениями к равенству и свободе". Россия!

Страницы: 1 2 3 4

Ранние государственные образования древнего Татарстана
Постановка вопроса. Человек как субъект социума постоянно изменялся. Не оставался неизменным и социум. Родовое общество с одними социальными характеристиками (со своей формой управления, своими традициями, духовно-психологическим привыканием людей друг к другу, идеалами, языком) переросло в родоплеменное общество, которому были присущи ...

Царствование Лжедмитрия I
13 апреля 1605 Борис Годунов умер, и Москва присягнула в верности его сыну Федору. Примеру ее последовали многие города России. Но Петр Басманов со своими единомышленниками встал на путь измены и, прибыв в Путивль, поклялся в верности Лжедмитрию I, назвав его царем. Почувствовав столь мощную поддержку, Самозванец отправил жителям Москвы ...

Герб.  Геральдика, ее предмет и задачи
Геральдика является вспомогательной исторической дисциплиной, изучающей гербы. Название "геральдика" происходит от немецкого слова "ге­рольд", что в переводе означает "глашатай". Герольдом в Западной Евро­пе в средние века называлось лицо, управляющее рыцарскими турнирами. Как уже ранее было сказано, на тур ...