Второй, не менее важной частью своей деятельности, государственная структура республики считала служение народу республики. Служба эта состояла из двух частей. Во-первых, она осуществляла контроль над распределением среди рабочих, колхозников и служащих тех товаров первой необходимости, жилья, социальных и культурных благ, которые отпускались республике союзным распределительным центром. Во-вторых, государственная структура республики, хотя и была низведена центром до уровня территориальной администрации, старалась выглядеть как орган татарской национальной государственности, проявлять заботу о татарской национальной культуре, защищать и поощрять ее деятелей. Не стало громких разоблачений с обвинениями в национализме. Смягчилась цензура в вопросах возвращения народу его дореволюционного культурного наследия. В 1955—1960 гг. появилось двухтомное изложение истории татарского народа с древнейших времен под общим названием "История Татарской АССР". Стало возможным официальное употребление понятия "Татарстан" (Татария) в отношении дореволюционной истории татарского народа.
Власти строго следили за тем, чтобы в числе возвращаемого культурного наследия не было того, что официально запрещено в решениях центра, например, народного эпоса "Идегей", пересмотра оценок Золотой Орды, реабилитации исламских деятелей и деятелей татарского национального движения, оказавшихся в годы гражданской войны на стороне Белой гвардии. Особую заботу властей составляло соблюдение официально обязательного во всем Советском Союзе обращения к русскому народу как к "старшему брату", а к коммунистической партии — как к "руководящей и направляющей" силе общества.
Государственные деятели Татарстана в эти годы (команда Фикра-та Табеева, в том числе председатель Совета Министров А. Абдуразя-ков, председатель Президиума Верховного Совета С. Батыев), вероятно, считали, что служат татарской нации в пределах возможного. Во всяком случае, они не отказались официально от классовой идеи коммунистов, не стали носителями идей подлинного национального возрождения.
Носители идей национального возрождения. Идеи национального возрождения, постоянно присутствовавшие в той или иной форме в татарском народе, в послевоенные годы стали для масс особенно привлекательными, Причин для этого было достаточно. Все больше теряла смысл идея классовой солидарности, расколовшая общество, духовно обеднившая его, отняв львиную долю исторического наследия. К тому же классовая идея не привела к материальному достатку. Немалым было значение примера национально-государственной консолидации народов, ранее лишенных своей государственности в ряде регионов мира.
Идеи национального возрождения были достойно оценены демократически настроенной частью татарского общества, прежде всего татарской национальной интеллигенцией. Научная интеллигенция, писательские круги начинают постепенно, в рамках закона, превращать желание национального возрождения в практические дела. В частности, они явочным порядком возвращали народу имена тех национальных деятелей, которые оставались в запретном списке. В одном случае власти республики соглашались с этим, как это было с реабилитацией Галимджана Ибрагимова в капитальном труде академика М.Х. Хасанова (1969). В другом случае, когда, например, И.З. Нурул-лин выступил с инициативой вернуть народу имя Гаяза Исхаки, власти пытались воспрепятствовать этому. В 80-х годах были изданы национальный эпос "Идегей", поэма Кул Гали (Мухаммада Гали) "Кыйссаи Йосыф". Так, при одобрении властей или без него обогащалась образовательная база национального самосознания.
Инициатива и деятельность татарской национальной интеллигенции, прежде всего писателей, тогда же вышли за образовательные рамки. Они были хорошо знакомы с Всеобщей декларацией прав человека, с интересом следили за крушением колониальной системы и образованием новых независимых государств. Старались понять суть утверждения в международной практике таких юридических норм, как "суверенное право, уважение прав, присущих суверенитету", "равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой", "добросовестное выполнение обязательств по международному праву", "национальные меньшинства или региональные культуры" (Хельсинкская декларация 1975). Одновременно пристально наблюдали они за ростом социального значения национального фактора в республиках Советского Союза.
Так, вне властных структур республики и независимо от них стали конкретизироваться проблемы татарского национального возрождения, соответствовавшие современным условиям.
Политика Ганзы
Руководители Ганзы очень искусно использовали благоприятные обстоятельства, чтобы забрать в свои руки торговлю на Балтийском и Северном морях, сделать из нее свою монополию, устранив все другие народы, и таким образом получить возможность по собственному усмотрению устанавливать цены на товары; кроме того, они старались приобрести в гос ...
«Пусть будет в будущем по ленинградцам равняться самый смелый человек!»
Первым тяжёлым испытанием, которое выпало на долю мужественных ленинградцев, были регулярные артобстрелы (первые из них датируются 4-м сентября 1941 года) и удары с воздуха (хотя впервые вражеские самолёты пытались проникнуть в городскую черту ещё в ночь 23 июня, но прорваться туда им удалось лишь 6 сентября). Однако германская авиация ...
Разумовский.
Затем пиит восклицает :
Но какое вдруг явленье
Поражает весь народ,
На всех лицах удивленье,
Все стоят разинув рот
Уж не чудо ли морское
На беду нашу катит.
Иль страшилище какое
К нам по воздуху летит.
Нет, пустое. Это вздоры.
То Кирилушка бежит,
Всем умильно мечет взоры,
На всех ласково глядит .
Кирилушкой песнопевец назыв ...