Послевоенное развитие татарстана
Страница 7

Конституция СССР 1977 г. внесла ясность по вопросу о компетенции автонбмной республики в отношении экономики, ставшей "всенародным достоянием". К функциям властей Татарстана, согласно статье 83, были отнесены координация и контроль деятельности предприятий, учреждений и организаций союзного и российского подчинения, находящихся на территории Татарстана.

В 70—80-х годах Татарстан оставался крупным союзным и российским промышленным центром. На первом плане находились союзные предприятия, входившие b военно-промышленный комплекс. Наиболее крупными среди них были Государственное научно-производственное предприятие (ГНПП) им. Ленина, Казанское авиационное производственное объединение (КАПО) им. С. П. Горбунова, Казанское моторостроительное производственное объединение (КМПО), Казанский вертолетньш завод (КВЗ), заводы "Электроприбор", "Точ-маш", "Терминал", завод им. Серго, завод им. Горького, производственное объединение "Свияга", Опытно-конструкторское бюро "Сокол". Они работали на военный заказ и давали почти половину продукции промышленности, размещенной в республике. Вся их технология была засекречена. Республика оставалась закрытой для иностранцев и оказалась "белым пятном" для остального мира.

Далее шли нефтяные и нефтехимические предприятия, также полностью находившиеся в союзном подчинении. Их продукция составляла более 20% валовой промышленной продукции республики. К 1970 г. ежегодная добыча нефти по союзному объединению "Татнефть" превысила 100 миллионов тонн. К концу 80-х годов союзные ведомства извлекли из недр Татарстана более 2 миллиардов 300 миллионов тонн нефти. За 70—80-е годы союзные ведомства разместили в республике новые крупные предприятия нефтехимии — "Нижнекам-скнефтехим", "Нижнекамскшина", казанский завод "Оргсинтез". Здесь производилось 75% всего союзного бутилкаучука, 25% полиэтилена, 15% автомобильных шин. Полностью покрывались потребности страны в синтетическом каучуке. В середине 70-х годов вступил в строй завод грузовых автомобилей (КамАЗ). Электростанции, размещенные в республике, вырабатывали более 40 миллиардов кВт/час электроэнергии в год.

Все это богатство создавалось руками и умом татарстанцев с использованием щедрых природных богатств республики - нефти, леса, земли и т.д. В 1974-1984 гг. цены на нефть на мировом рынке были довольно высокими. Тем не менее Татарстан не стал процветающей страной. Миллиарды нефтедолларов, полученные за татарстанскую нефть, были израсходованы союзными властями везде, только не в Татарстане. Союзные предприятия в Татарстане в техническом и технологическом оснащении отставали от подобных предприятий Запада, не имели доступа к западным ноу-хау. Да и на улучшение жизни народа они повлиять не могли. Татарстан отставал по производству товаров народного потребления. Они составляли лишь пятую часть всех товаров, производимых промышленностью республики. Объем производимых в Татарстане товаров народного потребления в пересчете на душу населения составлял 45% от уровня, производимого в Латвии, 53% - от уровня, производимого в Белоруссии. На отпускаемые союзным центром средства можно было строить только скромные жилые дома типа "хрущевок" и дворцы культуры "без излишеств". Мечети, церкви, историко-культурные памятники оставались в руинах. Столица республики Казань превратилась в город ветхого жилья и заброшенных исторических памятников. Зарплата работников оставалась самой низкой по сравнению со всеми странами, в том числе колониальными, где производилась аналогичная продукция. Нельзя сказать, что за счет Татарстана обогащался русский народ, процветали края России. Основную массу богатства страны амбициозная союзная власть сжигала в топке бессмысленного военно-политического соревнования между социализмом и капитализмом.

Государственное сельское хозяйство в Татарстане. Согласно Конституции Татарской АССР 1937 г., сельскохозяйственное производство в Татарстане стало государственно-колхозно-личным. К чисто государственному производству относились совхозы. Колхозное производство базировалось на государственной и кооперативной собственности. Земля (пахотная и сенокосно-луговая), машинно-тракторные станции, обслуживавшие колхозы, принадлежали союзному государству. Общественной собственностью колхозов были объявлены общественные предприятия в колхозах с их живым и мертвым инвентарем, производимая колхозами продукция, общественные постройки колхозов. Личное подсобное хозяйство колхозника состояло из находящегося в его личном пользовании небольшого приусадебного участка земли и жилого дома, продуктивного скота, птицы и мелкого сельскохозяйственного инвентаря (статья 6 и 7).

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Обнародование манифеста «Положений 19 Февраля 1861 г.».
19 февраля 1961 г. Государственный совет завершил обсуждение проекта «Положений». А 29 февраля они были подписаны царём и получили силу закона. В тот же день царь подписал Манифест, возвещающий об освобождении крестьян. Правительство прекрасно понимало, что издаваемый закон не удовлетворит крестьян и вызовет с их стороны массовый проте ...

Ямбург в 1917-1920 г.
Точных данных о том, сколько большевистских организаций существовало в Ямбургском уезде в 1917 году неизвестно. Известно лишь, что наиболее многочисленной и сплоченной организацией к началу февральской революции была Нарвская.(16 ноября 1917 г. Совет Народных Комиссаров дал согласие на выделение Нарвы из состава Ямбургского земства прис ...

Наследование
Киевская Русь не имела наследственного права землевладения (княжеского и бояр­ского). Попытки Великого Князя – а позднее и других князей – сажать на столы своих сы­новей, братьев и др. нередко приводили к конфликтам с другими Рюриковичами, про­тиводействию местной знати и городского вече. После Ярослава устанавливается право всех сынове ...