Послевоенное развитие татарстана
Страница 6

Застойное правительство Л.И< Брежнева, поддержанное близорукими лидерами национальных республик, оказалось неспособным предотвратить надвигающуюся политическую и экономическую катастрофу. Было принято роковое решение о "постоянстве кадров", закрывшее приток в ряды старой номенклатуры молодых реформаторских сил. Чтобы создать видимость решения экономических проблем, было объявлено о возведении предприятий-гигантов, названных стройками коммунизма. Союзные власти отказались от своих же предложений о расширении прав союзных республик и повышении статуса автономных республик. В юридической литературе стала в качестве новации обсуждаться и рекламироваться идея о том, что националное государство отомрет раньше, чем отомрет государство вообще.

Была переписана Конституция СССР. В статье 13 Конститущщ 1937 г. говорилось: "Союз Советских Социалистических Республик есть союзное государство, образованное на основе добровольною объединения равноправных советских социалистических республик, В Конституции 1977 г. название "союз" было сохранено, но само союзное государство определялось как "единое союзное многонациональное государство" (статья 70). Иначе говоря, договбрный союз республик превращался в единое союзное государство разных национальностей. Политика унитарного государей а (единое союзное многонациональное государство) оправдывалась тем, что якобы преодолеваются республиканские границы, превращаясь в простую формальность, возникает "единение" живущих в Советском Союзе национальностей во всех областях их жизни. Еще в 1971 г. власти Союз провозгласили: в СССР "возникла новая историческая общность людей — советский народ". В 1976 г. было объявлено, что в пределах всей страны сложился "единый хозяйственный организм". В 1981 г. с трибуны XXVI съезда партии Л.И. Брежнев заявил: "Происходит .формирование культуры единого советского народа". Эти заявления делались в то время, когда, по признанию самого же Брежнева на этом съезде, в социалистических странах выступали "с энергичной защитой права за национальную специфику путей и форм борьбы за социализм и социалистического строительства".

В 1975 г. СССР подписал Хельсинкскую декларацию. Однако власти не соблюдали ее положений не только во внутренней политике. В 1979 г., когда чуть забрезжила кажущаяся возможность присоединить к социалистическому лагерю соседний Афганистан, склонная к авантюрам команда Брежнева отдала распоряжение ввести войска в эту страну. Западные партнеры по Хельсинки оценили этот акт как вероломство. Акция провалилась. Внешняя политика Союзного правительства не смогла уже оправиться. Стали отмежеваться от СССР даже его союзники.

СССР оказался в международной изоляции. Углубилась социально-экономическая и политическая стагнация внутри страны. В этой среде оказался и Татарстан. Лидеры республики (команда Фикрата Табеева, а затем и Рашида Мусина и Гумера Усманова), хотя и сочувствовали идее и проблемам татарского национального возрождения, на практике оставались уполномоченными Москвы, выполняли волю центра. Еще четче обозначилось в республике разделение функций. Структуры государственной власти республики сосредоточились на выполнении экономического плана центра. Проблемы возрождения национальной жизни легли на плечи возрождающегося национального движения.

Государственная промышленность в Татарстане. В Конституции СССР 1936 г. еще сохранялась декларация о том, что автономная республика есть государство. В ней говорилось: "Высшим органом государственной власти Автономной республики4 является Верховный Совет АССР" (статья 89), "Верховный Совет Автономной республики является единственным законодательным органом АССР" (статья 91). При перечислении автономных республик в составе Российской Федерации Татарская республика была поставлена первой, т.е не по алфавиту, а, очевидно, по значимости. Об экономике автономной республики Конституция умалчивала. Ясность в этот вопрос внесла Конституция Татарстана 1937 г.

В ней говорилось: "Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика есть социалистическое государство рабочих и крестьян" (статья 1), она "осуществляет государственную власть на автономных началах" (статья 13). Статья 6 этой Конституции, подтверждая, что республика уже лишена своей собственности, перечеркивала экономическую автономию. В ней говорилось: "Земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи, организованные государством крупные сельскохозяйственные предприятия (совхозы, машинно-тракторные станции и т.п.), а также коммунальные предприятия и основной жилищный фонд в городах и промышленных пунктах являются государственной собственностью, то есть всенародным достоянием".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Культура России 1900–1917. Просвещение
К началу ХХ века Россия имела трехступенчатую систему образования: I ступень – начальная: церковно-приходские школы и народные училища; II ступень – средняя: гимназии и коммерческие училища; III ступень – высшая: институты и университеты. Неграмотных в стране было около 30% населения. В гимназиях и университетах много времени стали ...

Октябрьская революция 1917 года: условия, причины, возможности. Условия и причины Октябрьской революции 1917 года
К началу XX века Россия не была страной классического капитализма. Запоздавшая реформа 1861 года, хотя и дала значительный толчок развитию России по буржуазному пути, не позволила ей решить многие задачи об­щественного развития. "Здесь в силу запоздалого вторичного и догоняющего развития капитализма, - пишет академик П. Волобуев, - ...

Архитектура
В XIV веке после монгольского погрома возрождается каменное строительство. В 1327 году Дмитрий Донской обносит Кремль белокаменной стеной. При Иване III на территории Кремля разворачивается крупное строительство, для которого приглашают лучших мастеров из Новгорода, Пскова, Ростова, Владимира и из Италии. Итальянский мастер Аристотель ...