Послевоенное развитие татарстана
Страница 4

Проблемы национального возрождения. Проблемы татарского национального возрождения не были абсолютно новыми. В современном варианте они были сформулированы в татарском национальном движении в начале XX века. Пути решения этих проблем в виде национальных требований татарского народа нашли свое отражение в программах и программных заявлениях организаций татарского национального движения в 1906-1920 гг. - партии "Иттифак", Мусульманского комитета, партии татарских эсеров. Мусульманского социалистического комитета, на страницах газеты татарских социал-демократов "Урал", в решениях Всероссийских мусульманских съездов, Милли Меджлиса, партии мусульманских социалистов-коммунистов, Российской мусульманской коммунистической партии. За это время организациям татарского национального движения удалось частично решить их, в том числе добиться провозглашения в 1920 г. Татарской АССР и создания в российских областях компактного проживания татарского населения татарских (татаро-башкортских) организаций по реализации национально-культурной автономии.

С установлением в Советском Союзе коммунистического абсолютизма решение проблем татарского национального возрождения было приостановлено, многие завоевания татарского национального движений аннулированы, само национальное движение — запрещено. Его исторический опыт, аккумулировавшийся в татарском общественном сознании, сохранялся. Во многом этот опыт послужил отправным моментом в постановке проблем татарского национального возрождения в послевоенные годы.

Наиболее важной среди них была проблема вывода татарской национальной автономии из кризиса. Предстояло решить триединую задачу: освободить ТАССР от навязанной союзным правительством "урезанной" формы автономии; добиться экономической самостоятельности республики путем фактического возвращения ее природных богатств и создания национальной (общественной и частной) собственности; поднять роль татарской национальной культуры и татарского национального языка, придать татарскому языку статус государственного языка.

Не меньшее значение для судеб татарской нации имела проблема возрождения национальной жизни той части татарского общества, которая оказалась вне территории своей национальной республики. Преимущественно (около 4 миллионов человек) они жили на своей исторической территории" но оказались в составе различных областей России. Часть их не исключала возможности в перспективе воссоединиться со своей национальной республикой. Другая часть, как и около миллиона человек татарской диаспоры, могла бы восстановить реализованное в 20-х годах, а затем отмененное союзным правительством право на различные (территориальные и экстерриториальные) формы социокультурной и национально-культурной автономии в соответствии с Хельсинкской декларацией.

Наряду с этими двумя основными внутренними проблемами, татарское национальное возрождение имело еще и внешний аспект. Татарский народ, сложившийся в нацию в рамках бывшей Российской империи, в своем большинстве/не ставил вопрос о выходе из состава Союза. Наиболее оптимальным для него было восстановление своего суверенитета и вхождение в Союз прямо, по двустороннему договору. Союз тогда держался на политической и военной мощи России. Было почти невозможно мыслить национальное возрождение любой республики помимо воли России, вопреки ее воле. Татарскому национальному движению следовало подталкивать Россию в направлении превращения Союза из унитарного в действительно федеративное демократическое государство.

Новый этап национального движения. В 60-х годах проблемы татарского национального возрождения начали переходить из области идейного формирования целей в сферу практических действий национального движения по реализации этих целей. Чем больше углублялось размежевание между союзной властью и ее местными представителями, с одной стороны, и народом, с другой, тем шире становилась база для национального движения. Подводя итоги своего правления, Н.С. Хрущев заявил в 1960 г.: " .Мы; в Президиуме ЦК, очень довольны положением, которое сложилось в партии и стране. Очень хорошее положение!" Его оптимизм разделяло та-тарстанское руководство. Народ же был недоволен складывавшимся в Союзе и республике положением. В стране, запустившей искусственный спутник Земли, накапливающей атомное оружие, тактические и стратегические ракеты, содержащей военно-политическую организацию "Варшавский договор", все еще господствовал тяжелый ручной труд. Им были заняты до 40% рабочих промышленности и до 70% работавших в сельском хозяйстве. Не хватало товаров первой необходимости, даже хлеба. Протесты рабочих стали жестоко подавляться.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Октябрь 1917 года
12 октября при Петросовете создан Военно-революционный комитет (ВРК) во главе с Л.Д. Троцким . 25 октября отряды ВРК устанавливают контроль над Петроградом. В 2 часа ночи 26 октября (7 ноября) отряды ВРК берут штурмом Зимний дворец и арестовывают Временное правительство. Вечером 25 октября начинает свою работу II съезд рабочих, солдатск ...

Первая религиозная реформа
Владимир сокращает количество богов до 6 во главе Перун. Чтобы подчеркнуть победу язычников против христианина Ярополка, Владимир велел воздвигнуть на холме капище с фигурами богов: Перуна, Даждьбога, Стрибога, Хорса, Семергла, Макоши. (Археологами найдено на месте Владимирова пантеона остатки каменного строения со следами фресковой жи ...

Время Шейбанидов
Внук Абулхайра Мухаммед Шейбани (1451—1510) продолжил дело деда. Он не раз терпел неудачи, спасался бегством, но постепенно подчинил себе других кочевых ханов и с 1499 г. уже вел систематическое завоевание Средней Азии, тем более, что под давлением других кочевых объединений тюркских племен вынужден был отступать из степей между Аралом, ...