Культура России 1900–1917. Просвещение

История » Основные этапы истории России » Культура России 1900–1917. Просвещение

К началу ХХ века Россия имела трехступенчатую систему образования:

I ступень – начальная: церковно-приходские школы и народные училища;

II ступень – средняя: гимназии и коммерческие училища;

III ступень – высшая: институты и университеты.

Неграмотных в стране было около 30% населения. В гимназиях и университетах много времени стали уделять изучению математики и естествознания (физики, химии, биологии). Выпускникам II ступени значительно была облегчена возможность поступления в ВУЗы. Учебные заведения устраивались на средства государства и меценатов из крупной буржуазии. Студенты активно участвовали в политических акциях (забастовки, пикеты, стачки).

Города
Территория Древней Руси принадлежит к тем районам Европы, где отсутствовала преемственность более ранних форм урбанизации восходящая к античным временам, где появление городов было обусловлено развитием социально-экономических отношений в среде славянских племен при значительной специфике внешнего окружения и местных условий – наряду со ...

Литература
Ведущей темой в литературе становится патриотизм и подвиги русских людей. Происходит переосмысление многих былинных сюжетов. Новым жанром становятся песни и сказания на исторические темы (Сказание о Евпатии Каловрате – о героической обороне Рязани, Сказание о Щелкане – о восстании в Твери 1327 года). Тема борьбы с внешними врагами ос ...

Иван IV Васильевич Грозный (1533–1584)
Иван Грозный вступил на престол семилетним ребенком. Полнота власти до его совершеннолетия принадлежала его матери Елене Глинской . Пользуясь малолетством царя, вокруг престола развернулась борьба боярских группировок Шуйских, Бельских и Глинских за право воспитывать Ивана. Злоупотребления бояр властью послужили причиной крупного народн ...