Флаги
Страница 8

Оно было богато украшено. Композиция его была чересчур сложной. Изготовлено было из китайской тафты. На лазоревом (светло-синем) полотнище изображен в темно-голубом круге Иисус Христос (Спаситель) в славе, т.е. в короне. Он был в белой одежде и на белом коне. По окружности круга изображены золотые херувимы и серафимы. А левее круга и непосредственно под ним – сонм небесного воинства (ангелы, святые) в белых одеждах и на белых конях. Откос (сахарного) белого цвета. В нем вшит круг из белой тафты, а в круге помещено изображение архангела Михаила – на золотом крылатом коне, держащий в правой руке меч, а в левой – крест. Архангел Михаил являлся предводителем небесного воинства. Всё полотнище усыпано золотыми звездами и крестами. По краю это знамя было обшито каймой брусничного цвета. На кайме был помещен текст из Библии. Таким знаменам воздавались большие почести, они освещались самим патриархом по тому же чину, что и иконы.

Это знамя ныне находится в Оружейной палате Московского Кремля.

Пчелов, к тому же, замечает (58, 91): «Известны знамена Ермака Тимофеевича с новыми эмблемами, которыми были лев и единорог, а малиновым, с архангелом Михаилом в центре, было знамя князя Д.М. Пожарского, возглавившего Второе народное ополчение и освобождение Москвы от польских захватчиков в 1612 году».

Вышеназванные авторы книг (Серов, Соболева, Пчелов и др.) отмечают, что в XVII веке в русских знаменах появляется новое, в первую очередь, в изображениях на них. Новшества были связаны с тем, что в это время на службе в русской армии стали появляться иноземные военные, из которых формировались, как тогда говорили, полки иноземного строя (рейтарские, драгунские полки), которыми, естественно, командовали исключительно иностранные командиры - офицеры. Конечно же, иностранные офицеры вносили в русские войска некоторые свойственные им порядки и обычаи. Кроме обучения и обмундирования своих подчиненных, иностранные офицеры решали вопросы составления (изготовления) знамен для своих воинских частей.

Новое же, привносимое иностранными командирами, заключалось в том, что они стали помещать изображения на знаменах и различных воинских значках - светские эмблемы, к которым относились: орел, грифон, змеи, львы, химеры и др. На протяжение всего XVII века этот обычай в значительной мере был распространен во всей русской армии.

Необходимо отметить, что уже в XVII веке правило помещать светские эмблемы стало распространяться не только на знамена иноземных полков, но и на русские ротные (сотенные), на знамена полков, на боярские и даже на знамена старого московского строя, т.е. стрельцов и казаков. Например, уже в конце XVII века на одном из знамени стрелецких полков было записано: «…вышит зверь грив (грифон – Г.Б.), в передней лапе палаш» (72, 135).

Так появился в русском войске западный обычай изображать светские эмблемы на знаменах и прочих военных значках. Светские эмблемы были исключительно разнообразны как по форме, так и рисункам на них, изготавливаясь, «как ротмистр укажет сам». На таких знамёнах в виде эмблем «писали» орла, грифа, змею, льва; надписи делались в основном на латинском языке.

И еще: в конце XVII века на военных знаменах помещались и территориальные эмблемы, некоторые из них впоследствии вошли в городские и иные гербы. Например, в 1686 году для одного из полков было приказано сделать знамя с друглавым орлом, а «под орлом пушка, а на пушке птица Гамаюн, против того, как печать города Смоленска». Впоследствии и пушка, и птица Гамаюн вошли в герб города Смоленска. Подобное происходило и с изображениями на прапорах. Например, по описанию в 1687 году, на прапоре Никиты Ивановича Романова, двоюродного брата царя Михаила Федоровича, был изображен золотой идущий грифон с мечом и щитом в лапах, а на щите был помещен небольшой орлик. Полотнище прапора было белым, а его кайма – червленой (красной – Г.Б.), а у откоса кайма была черной, на которой были изображены оторванные золотые и серебряные львиные головы. Впоследствии этот прапор стал основой при составлении герба дома Романовых (XIX век); на знамени астраханских стрельцов в голубом поле (полотнище) были изображены золотая корона, над нею – серебряный восточный меч с золотою рукояткой, которые все вошли в качестве эмблем в герб города Астрахани (72, 136) (17, 40).

Некоторые исследователи-флаговеды считают, что в нашей стране до середины XVII века не имелось единого государственного знамени, на котором изображался бы двуглавый орел, хотя он, как известно, в качестве государственного знака существовал с конца XV века.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

«Я по­до­шел ко вхо­ду в боль­шую пе­ще­ру…»
«Под­чи­ня­ясь жад­но­му сво­ему вле­че­нию, же­лаю уви­деть ве­ли­кое мно­же­ст­во раз­но­об­раз­ных и стран­ных форм, про­из­ве­ден­ных ис­кус­ной при­ро­дой, блу­ж­дая сре­ди тем­ных скал, я по­до­шел к вхо­ду в боль­шую пе­ще­ру. На мгно­ве­ние я ос­та­но­вил­ся пе­ред ней по­ра­жен­ный… Я на­кло­нил­ся впе­ред, что­бы раз­гля­деть, ...

Причины войны и соотношение сил
В Крымской войне участвовали Россия, Османская империя, Англия, Франция и Сардиния. Каждая из них имела собственные расчеты в этом военном конфликте на Ближнем Востоке. Для России первостепенное значение имел режим черноморских проливов. В 30-40-е годы XIX в. русская дипломатия вела напряженную борьбу за наиболее благоприятные условия ...

Крестьянский надел.
Решение аграрного вопроса занимало первенствующее место в реформе 1861 г. Закон исходил из принципа признания за помещиком права собственности на всю землю в имении, в том числе и на крестьянскую надельную. Крестьяне считались лишь пользователями надельной землёй, обязанные отбывать за неё повинности. Чтобы стать собственником своей над ...