Флаги
Страница 8

Оно было богато украшено. Композиция его была чересчур сложной. Изготовлено было из китайской тафты. На лазоревом (светло-синем) полотнище изображен в темно-голубом круге Иисус Христос (Спаситель) в славе, т.е. в короне. Он был в белой одежде и на белом коне. По окружности круга изображены золотые херувимы и серафимы. А левее круга и непосредственно под ним – сонм небесного воинства (ангелы, святые) в белых одеждах и на белых конях. Откос (сахарного) белого цвета. В нем вшит круг из белой тафты, а в круге помещено изображение архангела Михаила – на золотом крылатом коне, держащий в правой руке меч, а в левой – крест. Архангел Михаил являлся предводителем небесного воинства. Всё полотнище усыпано золотыми звездами и крестами. По краю это знамя было обшито каймой брусничного цвета. На кайме был помещен текст из Библии. Таким знаменам воздавались большие почести, они освещались самим патриархом по тому же чину, что и иконы.

Это знамя ныне находится в Оружейной палате Московского Кремля.

Пчелов, к тому же, замечает (58, 91): «Известны знамена Ермака Тимофеевича с новыми эмблемами, которыми были лев и единорог, а малиновым, с архангелом Михаилом в центре, было знамя князя Д.М. Пожарского, возглавившего Второе народное ополчение и освобождение Москвы от польских захватчиков в 1612 году».

Вышеназванные авторы книг (Серов, Соболева, Пчелов и др.) отмечают, что в XVII веке в русских знаменах появляется новое, в первую очередь, в изображениях на них. Новшества были связаны с тем, что в это время на службе в русской армии стали появляться иноземные военные, из которых формировались, как тогда говорили, полки иноземного строя (рейтарские, драгунские полки), которыми, естественно, командовали исключительно иностранные командиры - офицеры. Конечно же, иностранные офицеры вносили в русские войска некоторые свойственные им порядки и обычаи. Кроме обучения и обмундирования своих подчиненных, иностранные офицеры решали вопросы составления (изготовления) знамен для своих воинских частей.

Новое же, привносимое иностранными командирами, заключалось в том, что они стали помещать изображения на знаменах и различных воинских значках - светские эмблемы, к которым относились: орел, грифон, змеи, львы, химеры и др. На протяжение всего XVII века этот обычай в значительной мере был распространен во всей русской армии.

Необходимо отметить, что уже в XVII веке правило помещать светские эмблемы стало распространяться не только на знамена иноземных полков, но и на русские ротные (сотенные), на знамена полков, на боярские и даже на знамена старого московского строя, т.е. стрельцов и казаков. Например, уже в конце XVII века на одном из знамени стрелецких полков было записано: «…вышит зверь грив (грифон – Г.Б.), в передней лапе палаш» (72, 135).

Так появился в русском войске западный обычай изображать светские эмблемы на знаменах и прочих военных значках. Светские эмблемы были исключительно разнообразны как по форме, так и рисункам на них, изготавливаясь, «как ротмистр укажет сам». На таких знамёнах в виде эмблем «писали» орла, грифа, змею, льва; надписи делались в основном на латинском языке.

И еще: в конце XVII века на военных знаменах помещались и территориальные эмблемы, некоторые из них впоследствии вошли в городские и иные гербы. Например, в 1686 году для одного из полков было приказано сделать знамя с друглавым орлом, а «под орлом пушка, а на пушке птица Гамаюн, против того, как печать города Смоленска». Впоследствии и пушка, и птица Гамаюн вошли в герб города Смоленска. Подобное происходило и с изображениями на прапорах. Например, по описанию в 1687 году, на прапоре Никиты Ивановича Романова, двоюродного брата царя Михаила Федоровича, был изображен золотой идущий грифон с мечом и щитом в лапах, а на щите был помещен небольшой орлик. Полотнище прапора было белым, а его кайма – червленой (красной – Г.Б.), а у откоса кайма была черной, на которой были изображены оторванные золотые и серебряные львиные головы. Впоследствии этот прапор стал основой при составлении герба дома Романовых (XIX век); на знамени астраханских стрельцов в голубом поле (полотнище) были изображены золотая корона, над нею – серебряный восточный меч с золотою рукояткой, которые все вошли в качестве эмблем в герб города Астрахани (72, 136) (17, 40).

Некоторые исследователи-флаговеды считают, что в нашей стране до середины XVII века не имелось единого государственного знамени, на котором изображался бы двуглавый орел, хотя он, как известно, в качестве государственного знака существовал с конца XV века.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Малиновский и Ватковский.
После Гусятникова следует описание двух известных в то время в Москве господ -Малиновского и Ватковского. Вот попович Малиновскиий Выступает также тут. За ним полненький Ватковский, В коем весу тридцать пуд. Он жену ведёт под ручку Наравне с ним толщиной Как на смех, все жирны в кучку Собралися меж собой Малиновский Алекс. Фёд. ...

Царствование Лжедмитрия I
13 апреля 1605 Борис Годунов умер, и Москва присягнула в верности его сыну Федору. Примеру ее последовали многие города России. Но Петр Басманов со своими единомышленниками встал на путь измены и, прибыв в Путивль, поклялся в верности Лжедмитрию I, назвав его царем. Почувствовав столь мощную поддержку, Самозванец отправил жителям Москвы ...

Тайваньская альтернатива
В декабре 1949 года Цзян Чжунчжэн прилетел из провинции Сычуань на остров Тайвань, где и начался тайваньский период в его деятельности. Ему было за шестьдесят. Он уже допускал мысли об уходе от дел, от политики, но ситуация сложилась таким образом, что ему пришлось взять на себя ответственность за ту часть китайской нации, которая нико ...