Флаги
Страница 6

Справедливо отмечал К.К. Мамаев (43, 5-6): «У каждого флага есть своя, порою очень сложная биография. Одни из них появились на свет в рыцарских феодальных замках во времена мрачного средневековья и служили личными знаменами королей и феодалов. Другие стали отличительными знаками торговых кораблей. Третьи родились в огне революций. Каждый флаг замысловатым языком полос, крестов, звезд или иных знаков повествует о судьбах своей страны».

А когда и при каких обстоятельствах возник флаг в нашей стране?

В связи с чем перед нами встают очень важные вопросы: Когда же появились на Руси первые флаги? Что они из себя представляли? Каковы были их функции? Какова была их эволюция? Когда и при каких обстоятельствах в России утвердился трехцветный флаг? Как он утверждался в качестве государственного и национального? Почему нашему флагу присущи именно белый, синий и красный цвета? Каково их символическое значение? Чтобы ответить на эти и другие вопросы необходимо обратиться к истории флага нашей Родины.

Необходимо констатировать тот факт, что о древних знаменах нашей страны имеется мало сведений. Но известно, что с момента образования к IX веку славянских княжеств с центрами в Пскове, Полоцке, Смоленске, Чернигове и других городах стали возникать и первые предфлаги, - так называемые стяги, которые тогда являлись символами княжеской власти. Тогда стяги выглядели так: это были длинные шесты. На них были прикреплены ветки деревьев, пучки травы, конские хвосты или часть конской гривы, которые, как правило, были окрашены яркими красками разных цветов. Относительно же полотнищ стягов древнерусских племен можно предположить, что до принятия христианства они были разных форм и цвета, но преимущественным цветом был, видимо, красный. С глубокой древности воины считали цвет огня и крови цветом мужества (18, 405). Роль стягов в древности и средневековье особенно большой была в военном деле – с их помощью велось управление боем, воины по знамени определяли место сбора «до» и «после» боя, узнавали о расположении своего командира, т.е. знамя являлось основным познавательным знаком своего командира, а также и своего отряда. По знамени воины определяли направление движения войска и т.д. (65, 24).

В прошлые и в настоящие времена бытовало и бытует выражение, характеризующее значение знамени особенно в военном деле: «Потеря знамени – потеря чести, приобретение знамени у врага – честь и слава».

Вот как пишет о роли и ценности стяга в бою В.К. Романовский (61, 21): «Во время сражения стяги находились на самом видном месте, чтобы их мог видеть каждый воин. Вокруг стяга сосредотачивались лучшие формирования обороны. В стяговики (воины, носившие и охранявшие стяги) обычно выбирали богатырей: наиболее сильных, смелых, достойных мужчин. Не случайно самые жаркие схватки происходили именно на месте нахождения стяга. Противоположная сражающаяся сторона стремилась в первую очередь сбить стяг противника. Падение стяга, сбитого неприятелем, приводило к замешательству войска и обычно заканчивалось его поражением».

Роскошный стяг освящался как икона, и перед ним до сражения воины на коленях молились о победе и спасении. Заметный издали, он указывал место ставки (шатра) великого князя или центр боевого порядка. Он считался душой, славой и честью древнерусского войска. Под ним, случалось, ставили самые чтимые реликвии. Так, например, было в 1164 году: Андрей Боголюбский при походе на булгар поставил в поле у древка икону Святой Владимирской Богоматери (18, 408).

Шло время. Происходили изменения в стране, что отражалось на знаменах. Так, с течением времени на Руси появилось знамя в виде полотна, которое было прикреплено к древку. Это знамя (полотнище) легко развевалось на ветру, тем самым оно придавало уверенность и мужество воинам-ратникам. Косой клин (форма полотнища) прикрепляли к древку, а над ним помещали железное навершие – острожник. Позже полотнище знамени стали изготавливать с двумя, тремя «хвостами», которые в те времена назывались «откосами», «косицами», «клинцами», «яловцами» (60, 17, 40-41). Только со второй половины XIV века впервые употребляется слово «знамение» (знамя – Г.Б.) для обозначения стяга с изображением лика Спасителя. А вот самое слово «знамя» широко стало употребляться с XVII века. (Там же). Уже в знаменитом историческом источнике – «Повести временных лет» - знамена назывались стягами от слова «стягать», что в переводе на современный язык означало – стягивать, собирать вокруг себя воинов «во время» и «после» битвы, а также для защиты своей родной земли, а иногда села или города. Например, в «Слове о полку Игореве»: «Трубы трубят в Новгороде, стоят стяги в Путивле». Они готовы защищать Родину. Со временем стягом стали называть и малые военные отряды, а поэтому счет отрядов велся и по количеству стягов (60, 17). Например: «…поставили два стяга (отряда – Г.Б.) перед монастырскими воротами» (1096 год) (61, 119). В те далекие времена был специально назначенный знаменосец – стяговник, который должен был хранить и разворачивать знамя перед боем и в походах (65, 66).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Внешняя политика. римская империя в конце правления юлия цезаря
Руководящей идеей внешней политики Цезаря было создание сильного и цельного государства, с естественными, по возможности, границами. Эту идею Цезарь проводил и на севере, и на юге, и на востоке. Войны его в Галлии, Германии и Британии были вызваны осознанной им необходимостью выдвинуть границу Рима до океана с одной стороны, до Рейна, ...

Культура в 30-е годы
В 30-е годы началось коренное искоренение старой интеллигенции, которые слабо критиковали большевизм за его экономическую и идеологическую деятельность. Их увольняли с рабочих мест и ссылали в лагеря. Из библиотек изымались книги дореволюционных изданий, разрушались храмы. Официальным историком стал М. Покровский . С 1930 года было вве ...

Иконопись
В XIV–XV веках окончательно сложились иконописные школы отдельных земель. В Новгород приехал из Византии Феофан Грек , оказавший большое влияние на русских иконописцев. Созданные Феофаном образы проникнуты огромной духовной силой. Учеником Феофана был Андрей Рублев . Для Андрея характерна особая округлость, плавность линий, светлая гамм ...