Ямбург в 1917-1920 г.
Страница 15

История » Ямбург в 1917-1920 г.

Под натиском превосходящих сил противника войска 7-ой армии, оказывая врагу героическое сопротивление, вынуждены были отходить. Отход наших войск от Ямбурга до последней минуты прикрывал бронепоезд №6 имени В.И. Ленина под командованием А.И. Шмая и И.И. Газа.

Вот как это описывается в книге В.А. Комякова «Иван Газа»: «В прохладный, ветреный вечер октября 1919 года бронепоезд №6 имени товарища Ленина въезжал в прифронтовой город Ямбург. Прославившийся боевыми подвигами, он курсировал между Гатчиной и Ямбургом, имея базу в Веймарне. Теперь дымя, ощетинясь стволами орудий и пулеметов, которые грозно выглядывали из бойниц, он тяжело прошел мимо вокзала и остановился на западной окраине станции.

На тендере паровоза стоял комиссар Иван Газа в длинной шинели и кожаной фуражке, держа бинокль…»

Учитывая большой опыт команды и огневую мощь бронепоезда, командование направляет его на самый ответственный участок фронта в районе Гатчина-Ямбург, где шли ожесточенные бои. Порой бронепоезд один удерживал передовые цепи противника, искусно маневрируя под интенсивным обстрелом белогвардейских батарей.

«У полустанка Тикопись бронепоезд получил приказ захватить и удержать до подхода основных сил станцию Ямбург. Собрав коммунистов в вагоне-клубе, комиссар Иван Газа спокойно объяснил обстановку: «Нам дан приказ подойти к Ямбургу и удерживать станцию. Но есть сведения, что она занята отборными частями белогвардейцев – дивизий князя Ливена. Паровоз у нас небронированный. Наш в ремонте. Однако надо решить: идти вперед или нет? Двинемся вперед – сразу обнаружим себя. Приказ говорит – «вперед», обстановка – «назад». Но приказ допускает «учесть на месте обстановку». Командир и я, комиссар, учитывая обстановку и боевые задачи, решили: «Идем вперед». Надо задержать белых на поляне на два часа, даже хотя бы на час, пока не приостановят отступление наших частей. Мы можем все до единого погибнуть, но свой коммунистический пролетарский долг должны выполнить в предстоящей нам неравной борьбе. Коммунисты будут впереди, в этом мы уверены».

Закончилось собрание единодушным одобрением: «идти на Ямбург».

Подойдя к городу, красноармейцы узнали: станция занята. Открыв ураганный огонь по цепям противника, красноармейцы попытались срубить замки со стрелок и пройти на запасной путь, чтобы пропустить вражеский эшелон, но эта операция не удалась. Беляки сообразили, что хотели сделать на бронепоезде. Они направили против него стоящий под парами на станции паровоз.

…Быстро набирая скорость, паровоз катился прямо на бронепоезд. Это должно было вызвать аварию. Комиссар поезда Иван Газа, находясь на тендере, вовремя заметил опасность.

-Полный назад, бить по паровозу! – прозвучала его команда.

Лобовое орудие открыло огонь. С грохотом полетели снаряды в двигавшийся паровоз. Раздался оглушительный взрыв, поднялись клубы пара, и изуродованный паровоз остановился.

Три дня, с 12 по 15 октября 1919 года, без сна и отдыха прикрывал отход красноармейских частей бронепоезд №6 имени В.И. Ленина в районе Ямбурга. Белогвардейцы не раз пытались захватить и уничтожить его, они обкладывали бронепоезд кавалерийскими разъездами и артиллерийскими батареями, разбирали железнодорожный путь и бомбили с аэропланов, но, по словам П.Д. Никитина, помощника командира бронепоезда, имя великого Ленина, начертанное на паровозе, вселяло уверенность в победе над врагом!».

Развивая наступление, белогвардейские части 16 октября заняли Красное Село, через день - Гатчину. К 19 октября 5-ая дивизия белых приблизилась к станции Лигово. То были уже предместья Петрограда. Для красного Питера вновь наступили критические дни.

В.И. Ленин ясно представлял всю серьезность обстановки, сложившейся на Петроградском фронте. 14 октября он направил телеграмму исполкому Петроградского Совета. В ней не только вскрывалась цель наступления Юденича (маневр, чтобы отвлечь наш натиск на юг), но и указывались пути разгрома белогвардейских полчищ: "Отбейте врага, ударьте на Ямбург и Гдов,-писал Владимир Ильич, - проведите мобилизацию работников на фронт ."

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Функции фараона. Экономическая функция
Данная функция была главной для фараона. Процветание страны – основа благополучия. Если население довольно своим правителем, то в государстве мир и спокойствие. Египет – это дар Нила. На протяжении всего период существования страны, орошаемое земледелие было основной отраслью сельского хозяйства. Поэтому забота о расширении и сохранени ...

Становление абсолютной монархии в России
Абсолютизм окончательно оформился в первой четверти XVIII в. Еще при Петре I государь объявлялся самодержавным монархом. Неограниченный характер власти монарха в России во второй четверти этого века продолжал укрепляться. Эволюцию системы управления страной следует рассматривать в непосредственной связи с российским абсолютизмом. В русс ...

1762—1802
В начале 1762 года, вскоре после смерти отца, он вернулся в Россию и передал значительную часть унаследованного имения в распоряжение своим братьям, а сам занялся наукой. Он продолжил изучение горнозаводского дела и посетил в 1763 году Тулу, Петербург, Шлиссельбург и Ладогу. С 1762 по 1772 годы состоял на государственной службе. «За об ...