Татарский национальный вклад в Отечественную Войну 1941-1945 гг.
Страница 5

История » История Татарстана с древнейших времен до наших дней » Татарский национальный вклад в Отечественную Войну 1941-1945 гг.

Из 53 членов Союза писателей Татарстана уже в первый год войны 25 оказались нa фронте. В отличие от периода гражданской войны теперь не были сформированы татарские национальные воинские части. Татары воевали в общероссийских воинских частях, каковыми были и дивизии, сформированные в Татарстане. Источником национального вдохновения для воинов-татар стали выходившие на фронте армейские газеты на татарском языке. В редакциях этих газет работали Муса Джалиль, Фатых Карим, Hyp Баян, Сибгат Хаким, Ахмад Исхак, Абдурахман Абсалямов, Абдулла Ахмат, Ибрагим Гази, Ахмад Ерикей, Риза Ишмурат, Адель Кутуй, Шайхи Маннур, Шараф Мудар-рис, Мухаммад Садри, Хатиб Усман, Гали Хузи, Афзал Шамов и др. К своим фронтовым коллегам присоединилось по духу большинство оставшихся в тылу татарских писателей, журналистов.

Солидные статьи и краткие сообщения, очерки и зарисовки, повествующие о ратных подвигах воинов-татар на фронте, о трудовых буднях рабочих и колхозников в тылу, стимулировали подъем национального самосознания. Среди татарских солдат и офицеров, сражавшихся на фрбнте, в рядах рабочих и колхозников татар, трудившихся в тылу, росла социальная активность, усиливалось желание национального самовыражения. Татарская интеллигенция стала смелее обращаться к темам о национальных традициях народа, к его духовным памятникам. На сцене Татарского оперного театра появилась опера Нажиба Жиганова "Алтынчеч" по либретто Мусы Джалиля, написанного по мотивам народных песен периода древнетатарского государства. Был подготовлен в печать татарский народный эпос "Идегей". Еще раньше, в 1940 г. в татарской печати была опубликована статья Наки Исан-бета "500-летие татарского народного эпоса-дастана "Идегей".

В начале марта 1943 г. в республиканской печати и в союзной газете "Правда", на страницах татарских фронтовых газет было опубликовано глубоко татарское по национальному духу "Письмо татарского народа фронтовикам-татарам". В его написании участвовали лучшие писательские силы Татарстана. Подкрепили письмо более полутора миллионов татарстанцев. Письмо это, написанное в духе национальных традиций любви к Родине и с обращениями к национальной истории, было тепло воспринято воинами-татарами на всех фронтах и послужило поводом для многочисленных ответных патриотических писем фронтовиков в адрес тружеников тыла.

Татарскую национальную идею, нацеленную на возрождение татарской национальной жизни в полном объеме при сохранении союза с Россией, можно было назвать центристской. Ее защитники не соглашались с татарской коммунистической элитой, отстаивавшей идею политической и экономической интеграции с Россией при сохранении самобытности и автономии татарской национальной культуры. Они не соглашались и со сторонниками полного отмежевания от России. Военная либерализация усилила позиции центристов. К этой линии стали поворачиваться лицом многие рядовые члены ВКП(б) — татары. Теряли свои позиции в татарском обществе и "пораженцы". Об этом свидетельствовали, например, успехи отважной группы джалиловцев в немецком тылу.

Летом 1942 г. по призыву активистов комитета "Идел-Урал" — "пораженцев" в составе германских войск были сформированы четыре национальных батальона из числа военнопленных татар и представителей других пародов Волго-Урала ("Волго-татарский легион"). В 1943 г. эти батальоны под командованием немецких офицеров направляются на выполнение боевых заданий немецкого командования: первый — на подавление советского партизанского движения в Белоруссии, третий — с такой же целью на Украину, второй и четвертый — во Францию, для участия в подавлении французского сопротивления.

В этих батальонах вели свою подпольную работу джалиловцы, призывая легионеров оставаться патриотами Татарстана и России.

Позже группа была немцами разоблачена. 25 августа 1944 г. 11 человек из этой группы (Муса Джалиль, Гайнан Курмаш, Абдулла Алиш, Фоат Булатов, Гариф Шабаев, Ахмад Симаев, Габдулла Баттал, Зин-нат Хасанов, Фоат Сайфулмулюков, Ахат Атнашев, Салим Бухаров) были казнены в Берлине, в тюрьме Плетцензее. Но их работа среди легионеров дала свои результаты. Все четыре батальона, фактически восстав против немецкого командования, перешли на сторону советских партизан и участников французского сопротивления.

Воины-татары на фронте. Сила татарской национальной идеи, крепость татарского национального духа особенно ярко проявились на фронте. Здесь татарский национальный вклад в войну был более зримым. Русский национальный вклад воплощала в жизнь вся Советская армия, являвшаяся по существу русской национальной армией. Труднее иллюстрировать татарский национальный вклад, когда воины-татары сражались в различных воинских частях. Известные русские историки войны Ю.М. Кораблев и Г.А. Куманев отмечают, что в обследованных 200 стрелковых дивизиях в 1943 г. татары составляли в среднем 2,69 % их состава. Доля воинов-татар в них могла быть различной: больше — в дивизиях, сформированных в Татарстане, и меньше — в других. В целом же это большой процент.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Оценка системы управления юлия цезаря
Деятельность Цезаря осталась незавершенной, и это нужно иметь в виду, рассматривая реформы в области законотворчества и управления государством. В одном из источников дается оценка всего сделанного, но, возможно, было бы верным выделить из целого списка мер, принятых Цезарем, те, которые имели и впоследствии огромное значение и указывал ...

Россия в эпоху Екатерины II: просвещенный абсолютизм
Императрица Екатерина II Алексеевна (1741–1796) выступила продолжательницей дела Петра I. Ее правление связано с глубокими административными реформами и расширением территории империи. Целью деятельности Екатерины было законодательно оформить права отдельных сословий. При Екатерине складывается система просвещенного абсолютизма, то ес ...

Русско-испанские культурные связи в начале XX века
Несмотря на то, что дипломатические отношения между Россией и Испанией не были хорошо развиты, культурные связи между этими двумя странами были гораздо прочнее. Еще в середине XIX века в русском обществе отмечается своеобразная «мода на Испанию», экзотическую страну, окруженную романтическим ореолом. Образ Испании, страны фламенко, кор ...