Татарский национальный вклад в Отечественную Войну 1941-1945 гг.
Страница 4

История » История Татарстана с древнейших времен до наших дней » Татарский национальный вклад в Отечественную Войну 1941-1945 гг.

Было смягчено отношение власти к православной церкви. Многие амнистированные священники вернулись в свои приходы и в своих проповедях благословляли солдат й офицеров на ратные подвиги во имя отечества. Коммунистический партийный гимн "Интернационал" перестал быть государственным гимном. В новом государственном гимне подчеркивалась ведущая роль "Великой Руси" в объединении других народов Союза. В 1943 г. был распущен Коминтерн, созданный в 1919 г. как символ приверженности Советского правительства идее мирового коммунизма. Сами эти факты еще не означали отказа Советской власти ни от коммунистической идеологии, ни от политики мирового коммунизма. Признав ограниченность ориентации только на коммунистические силы как внутри страны, так и на международной арене, Советское правительство объявило, что будет сотрудничать со всеми патриотическими силами.

Косвенно была признана также ограниченность идеи безнациональной дружбы народов СССР. В союзных республиках началось формирование национальных частей Красной Армии. Стало обычным явлением обращение к военным традициям национальных историй нерусских народов, повествующим о совместной с русским народом борьбе с иностранными захватчиками. Определенную свободу, наряду с церквами, получили мечети и молельные дома других народов.

Ослабление давления союзного центра на национальные институты республик стало чувствоваться и в Татарстане. Должность первого секретаря Татарского обкома ВКП(б), ранее не доверявшуюся самим татарам (в войну ее занимали Алемасов, Колыбанов, Никитин), с июля 1944 г. занял Зиннат Муратов (1905—1988), работавший с 1943 г. секретарем обкома. Председателем Президиума Верховного Совета оставался Динмухамедов, председателем Совнаркома — Шарафеев. Легализовали свою деятельность ранее запрещенные мечети, стали открываться новые. До легализации национального движения еще было далеко, но национальная идея стала восстанавливать свои позиции в татарском обществе.

Суть татарской национальной идеи составляло возрождение в полном объеме (в культурной, экономической и политической сферах) татарской национальной жизни. После окончательного запрещения в конце 20-х — начале 30-х годов любого, в том числе и просоветского вида татарского национального движения и его организаций татарская национальная идея постоянно подавлялась властями. Она была объявлена националистической, антисоветской идеей. Но она оказалась неистребимой, нашла нелегальное убежище в рядах татарской интеллигенции, прежде всего в писательских кругах. В 30-х годах многие татарские писатели не раз подвергались гонениям органов коммунистической власти за свою приверженность к татарской национальной идее. Известен, например, арест в 1935 г. собиравшихся вокруг Наки Исанбет писателей, названных "Джидегэннэр". Последовавшее затем новые репрессии коснулись Галимджана Ибрагимова, Аделя Кутуя и др. Тем не менее от национальной идеи они не отказывались.

В новых формах проявляла себя татарская национальная идея в 40-х годах, в частности, в годы войны. Как было уже сказано, с началом войны некоторая часть татарской оппозиции ставила вопрос: поддерживать эту войну или отвергнуть ее, идти дальше с Россией или без нее? Все же большинство татарского общества осталось верным традициям татарской национальной идеи, сформулированной еще в начале XX в. Она не была ни антирусской, ни антироссийской, она была антиимперской. Таковой осталась сущность татарской национальной идей и в войну. Татарское национальное возрождение рассматривалось в контексте ликвидации коммунистического абсолютизма, в контексте демократического обновления России.

Носителями и смелыми пропагандистами татарской национальной идеи по-прежнему оставались прежде всего татарские писатели. Для них независимо от того, были они членами ВКП(б) или нет, национальная идея не была ни антисоветской, ни антисоюзной. Они не воспринимали имперскую сущность Советского Союза. Их тревожила антинациональная, классово-шовинистическая, воинственно-атеистическая направленность идеологии и политики союзного центра. В самой войне они видели кроме ее беспощадной разрушительной силы еще и возможность открытия пути для преодоления имперской сущности союза и национального возрождения татарского народа. В условиях военной либерализации татарская национальная идея в виде уважения к национальным традициям, национальной истории пробила себе дорогу на страницах легальной татарской национальной печати, стала звучать в передачах татарского национального радио.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Сталин — спаситель
В конце 1936 года произошли Сианьские события. В городе Сиани на Северо-Западе страны двое подчиненных Цзян Чжунчжэну генералов арестовали его, требуя сменить правительство и немедленно начать войну против Японии, вступив при этом в союз с нашей страной. Цзян Чжунчжэн предпочитал накапливать силы и всемерно оттягивал формальное объявлен ...

Психология и характер Сталина
…без подлинной любви к человечеству нет подлинной любви к родине… А. Франс Поверхностные психологи изображают Сталина как уравновешенное существо, в своем роде целостное дитя природы. На самом деле он весь состоит из противоречий. Главное из них: несоответствие честолюбивой воли и ресурсов ума и таланта. Что характеризовало Ленина, - ...

Укрепление статуса Чехии Карлом IV
Своеволие феодальной аристократии было несколько укрощено в правлении Карла (1346 — 1378), когда союз королевской власти с городами принес свои плоды, облегчив правительству нажим на непокорных панов. Богатство и политический вес Чехии помогли королю приобрести императорский скипетр. В качестве германского императора Карла IV он издал з ...