Татарский национальный вклад в Отечественную Войну 1941-1945 гг.
Страница 3

История » История Татарстана с древнейших времен до наших дней » Татарский национальный вклад в Отечественную Войну 1941-1945 гг.

Все проблемы, возникшие в республике в связи с войной, решались исключительно за счет интенсификации и ужесточения дисциплины труда, нормирования продовольственного обеспечения на минимальном уровне, экономии энергии, площадей и т.д. Самовольный уход с предприятий приравнивался к дезертирству из армии. С февраля 1942 г. в республике начал действовать правительственный указ о мобилизации для работы на производстве и строительстве не работающих в госучреждениях и на предприятиях мужчин от 16 до 55 лет, женщин от 16 до 45 лет. Рабочий день фактически стал ненормированным.

С 1 йоября 1941 г. были введены карточки для продажи работающим в госучреждениях и на предприятиях и для их семей хлеба, мяса, рыбы, жиров, крупы. Работники предприятий и учреждений могли выращивать дополнительно картофель и овощи на земельных участках, выделяемых им для индивидуального и коллективного огородничества. Органы местной промышленности создали небольшие предприятия по производству товаров широкого потребления — спичек, жестяных чайников, гончарной посуды, валяльной обуви и др. в основном на базе отходов военной промышленности. Четыре военных года стали тяжелым испытанием для работников тыла. Работали они на продовольственном минимуме, ходили в обносках, часто неделями не выходили из цехов, но задания старались выполнять исправно. Особенно трудно приходилось женщинам и подросткам.

Село военных лет. В войну село вступило, не закончив реформу, начатую коллективизацией. Кормившие ранее страну частные крестьянские хозяйства были ликвидированы. Призванные заменить их совхозы и колхозы так и не успели укрепиться. По идее, они должны были обеспечивать сельхозпродуктами как государственные нужды, так и потребности самих колхозников и рабочих совхозов. На деле же общественное производство колхозов и совхозов даже в урожайные годы с трудом покрывало план государственных поставок. Для распределения среди колхозников и выдачи рабочим совхозов оставалось очень мало, зачастую не оставалось ничего.

Союзное правительство разрешило колхозникам и рабочим совхозов иметь небольшое личное хозяйство (приусадебный участок земли и ограниченное поголовье скота). Все произведенное в общественном хозяйстве сдавалось государству. Для личного потребления оставалась только продукция, произведенная в личном подсобном хозяйстве. Из этих же доходов они еще платили налоги, делали добровольные пожертвования армии, посылали подарки фронтовикам, помогали сельской школе, больнице. Иначе говоря, сельское население оказалось в более трудном положении, чем городское. Многим приходилось весной питаться собранными на полях перезимовавшими там зерном, картофелем, что служило причиной тяжелых заболеваний. Недоедание и голод стали спутниками военных лет. Для государства же колхозная система оказалась единственным спасением. Оно получало гарантированную, хотя и снижавшуюся из года в год по объему, сельскохозяйственную продукцию.

Намного ухудшились условия труда на селе. С мобилизацией в армию сельское трудоспособное население республики сократилось более чем на одну треть. В первые же месяцы войны были мобилизованы для фронта более 3 тыс. грузовых автомашин, около 400 лучших тракторов, значительное поголовье лошадей. Сократилось поступление новой техники, запасных частей, горюче-смазочных материалов. Увеличилась доля ручного труда. Во многих колхозах часто хлеб для сдачи государству женщины везли на ручных двухколесных тележках. Стали сокращаться посевные площади, снижалась урожайность, сокращалось поголовье скота как в общественном, так и в приусадебном хозяйстве, уменьшался объем валовой продукции. В 1941 г. Татарстан сдал государству 656 тыс. тонн зерна, в 1942 г. — 412 тыс. тонн.

Подъем национального духа. Война стала испытанием не только материальной мощи страны, она выявила слабость единолично властвовавшей коммунистической идеологии. В предвоенные годы, а затем, по инерции, и в начале войны союзные власти представляли ее как идейно-политическую схватку фашизма и коммунизма. Но вскоре они убедились, что коммунистическая идеология не стала и не может стать ни русской, ни всесоюзной духовной объединительницек народа. Добиваясь духовного объединения всех слоев русского народа, на плечи которого легли основные тяготы войны, Советское правительство обратилось за помощью к русской национальной идее. В речи на военном параде на Красной площади 7 ноября 1941 г. Сталин призвал солдат и офицеров, направлявшихся на фронт, быть верными традициям русской национальной военной славы. Он сказал: "Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!" Начиная с 1942 г., в армии были восстановлены русские военно-исторические традиции. Командиров стали называть офицерами, красноармейцев — солдатами. Были восстановлены военные звания (сержант, лейтенант, капитан, майор, Полковник, генерал), введены погоны. Возникли суворовские и нахимовские военные училища.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Происхождение денег
Товар - посредник На заре истории люди жили семейными общинами и вели натуральное хозяйство (так в экономической теории обозначается замкнутое локальное производство, при котором люди удовлетворяют потребности продуктами только своего труда). В условиях натурального хозяйства денег не существовало - в них просто не было нужды. На смен ...

"Путинизмы"
Особое значение для имиджа Путина имеют некогда использованные им запоминающиеся, зачастую довольно резкие, фразы и словосочетания. Ниже приводятся некоторые из них: "Мы будем преследовать террористов везде, в аэропорту – в аэропорту. Вы уж меня извините, в туалете поймаем – и в сортире их замочим" (1999 год). "Она утон ...

Культура СССР в 20–30-е годы. Начало «культурной революции»
Сразу после октябрьского переворота для управления духовной жизнью общества был создан наркомат просвещения во главе с Анатолием Васильевичем Луначарским . Это ведомство осуществляло контроль над образованием, политическим просвещением, театрами, библиотеками, искусством, и т.д. Через эту централизацию большевики пытались «воспитать» но ...