Отношение татарского общества к войне. К началу войны татарское общество, представляющее собой единую нацию, в государственно-административном плане продолжало оставаться разделенным. Из общего числа татарского населения, составлявшего более 5,5 миллиона человек, около 1,5 миллиона человек проживало в Татарской автономной республике. Остальные оказались вне ее территории, преимущественно в смежных с республикой Волго-Уральских областях, и республиках России. Для получения всестороннего представления об отношении татарского общества к этой войне и более полного выяснения татарского национального вклада в нее, следовало бы изучить и обобщить материалы по всем регионам, где достаточно компактно проживало татарское население. Пока такая работа проведена лишь частично. В большей части мы будем основываться на материалах Татарской АССР. За предшествовавший войне период в татарском обществе накопилось большое недовольство коммунистическим абсолютизмом. В экономической области многие были недовольны ликвидацией частной собственности и запрещением частного предпринимательства, разорением крепких крестьянских хозяйств, экспроприацией предпринимателей, занятых в промышленности и торговле. Татарское общество отвергало политику воинствующего атеизма, сопровождающуюся очередными в истории России репрессиями против татарского исламского духовенства, закрытием и осквернением мечетей, разрушением системы исламского духовного образования. Татарское общество, и прежде всего национальная интеллигенция, не была склонна мириться с имперской политикой, ориентированной на якобы скорое слияние наций, и усилением русского государственного унитаризма. Люди понимали, что нависла опасность ликвидации даже сильно урезанной татарской автономии. Недовольство это не могло долго оставаться под спудом. Оно должно было прорваться.
Дело тогда не дошло до социального кризиса. Начавшаяся война выдвинула на первый план другие проблемы. Прежде всего это были проблема государственной независимости России, в состав которой входила ТАССР, проблема существования СССР, в рамках которого протекала татарская общенациональная культурная и духовная жизнь. К войне как средству решения межгосударственных проблем татарское общество относилось однозначно негативно. Его отношение к данной войне не было столь однозначным. Накал недовольства, накопившегося в татарском обществе, спал, но само недовольство не исчезло. Оно стало базой для воскрешения в определенных кругах татарского общества идеи "поражения своего правительства в войне", имевшей в России давние корни. Поражение Советского Союза рассматривалось как внешний толчок для падения коммунистического абсолютизма. Внутри страны эта идея могла иметь хождение лишь в глубоком подполье. Обнаруженные их носители жестоко карались. Несколько иначе обстояло дело за границей, например в Германии, где находилась значительная часть татарской национальной оппозиции. Здесь сформировалось и стало действовать эмигрантское татарское движение, предпочитавшее победу Германии в этой войне. Во главе его стал комитет "Идел-Урал" с одноименной газетой. Комитет и газета считали, что развал в России коммунистического абсолютизма откроет путь для восприятия западной Демократии, а следовательно, и становления демократической татарской государственности.
Большинство татарского общества заняло позицию оборончества. Оно согласилось с оценкой войны как всенародной, Отечественной и заявило устами одного из татарских поэтов: "Ботен халык сугышы бу! Ватан сугышы!" Шайхи Маннур написал стихи "Вставай, мой народ!". Татарское население, проживавшее в Татарской республике и за ее пределами, в основной своей массе оказалось в этой войне в общем строю с русским народом и другими народами Советского Союза.
Военная мобилизация в Татарстане. С началом войны концентрация власти в едином Московском центре была доведена до высшей точки. Власть в стране осуществлялась Государственным Комитетом Обороны (ГКО) во главе с председателем правительства СССР Сталиным. 19 июля Сталин назначается наркомом обороны. 8 августа он становится Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами СССР и председателем Ставки Верховного Главнокомандования. Вокруг Ставки стали объединяться будущие выдающиеся военачальники: Г.К. Жуков, Н.Г. Кузнецов, Н.Ф. Ватутин, А, М. Василевский, Н.Н. Воронов, К.К. Рокоссовский, Л.А. Говоров, Д.Д. Лелюшенко и другие. Военную экономику курировал заместитель председателя Совнаркома Н.А. Вознесенский.
Расцвет Ганзы и ее упадок. Войны против Дании
В 1362 г. начались войны Ганзы против Вальдемара III, который создал величие и могущество Дании. В том же году был занят остров Готланд. Висби, и германское подворье в нем были разграблены, при чем было пролито много крови. Тогда Ганза заключила союз со Швецией и Норвегией; в начале мая ганзейский флот появился в Зунде, но союзники Ганз ...
Духовная культурная жизнь в СССР в 50–60-х годах: «оттепель».
Преодоление сталинизма
После ХХ съезда партии было ослаблено идеологическое давление на искусство, реабилитированы многие деятели искусства. 60-е годы писатель Илья Эренбург
назвал «оттепелью
». Переосмысление советской истории началось задолго до ХХ съезда партии. Авторы стремились реально отобразить жизнь советского общества. Хрущев понимал, что репрессивн ...
Нравственные уроки патриотизма в годы войны
С началом Великой Отечественной войны, ставшей тяжелым испытанием для всего советского народа, особо рельефно проявилось своеобразие социальной психологии гражданского общества с его высокой внутренней энергией, способностью и готовностью в абсолютном своем большинстве на патриотизм, самоотречение и жертвенность.
Стремление выстоять и ...