"Дней Александровых прекрасное начало…"

История » Высшее образование в России XIX века » "Дней Александровых прекрасное начало…"

Воцарение Александра I сопровождалось заменой устаревшей системы государственного управления - коллегий - министерствами, которые более соответствовали требованиям времени. Среди других министерств, организованных царской властью в 1802 г., было создано Министерство народного просвещения, во главе которого был поставлен екатерининский вельможа граф Завидовский. В 1803 г. были опубликованы "Предварительные правила народного просвещения", согласно которым образование было возведено в ранг государственной задачи, затем, в 1804 г., - "Устав учебных заведений, подведомых университетами". Этим уставом Россия была разделена на шесть учебных округов: Московский, Петербургский, Казанский, Виленский и Дерптский. Во главе каждого учебного округа были поставлены университеты. Они должны были управлять всеми учебными заведениями своего округа, в связи с чем при советах университетов создавались училищные комитеты и профессора университетов должны были выполнять функции методистов и инспекторов. Была установлена строгая бюрократическая зависимость низших звеньев системы народного образования от высших: приходские училища подчинялись смотрителю уездного училища, уездные училища - директору гимназии, гимназии же - ректору университета, университет - попечителю учебного округа. Попечителем Московского округа был назначен М.Н. Муравьев, бывший учитель Александра; Петербургского - Н.Н. Новосельцев, Виленского - князь Чарторыйский; Харьковского - граф Северин Потоцкий; Казанского - академик Румовский; наконец, Дерптского - просвещенный генерал Клингер. Все попечители жили в Петербурге и должны били лишь время от времени объезжать свои округа, участвуя постоянно в коллегиальном обсуждении всех вопросов, связанных с распространением просвещения в России. Стройная образовательная система становилась еще тем более устойчивая, что базировалась на тех социальных привилегиях, которые приобретали выпускники средних и высших учебных заведений, а особенно те из них, которые показывали отличные успехи за время учебы.

В России, где недавно еще был один лишь Московский университет, теперь - с 1804 г. существовало уже шесть высших учебных заведений. Помимо Веленского и Дерптского университетов за время царствования Александра I были открыты Харьковский, Казанский университеты и Петербургский главный педагогический институт, который позже был преобразован в университет.

По сметам 1803 - 1806 гг., правительство Александра ассигновало средства на шесть высших учебных заведений. При этом на каждый университет отпускалось по 130 тыс. руб. Эти цифры достаточно красноречиво говорят о размерах и быстроте распространения просвещения.

Развитие арх. профессии в США в 20 в
Возрастание объема принимаемой на государственное хранение экономической и деловой документации требовало профессиональной подготовки бизнес-архивистов. В связи с этим в 1939 г. представители национального архива обратились в правительственные и общественные организации с просьбой о выделении средств для введения в некоторых университет ...

Земская реформа
К февралю 1549 года относится начало деятельности на Руси Земских соборов - сословно-представительных органов. "Земские соборы, - писал Л.В.Черепнин, - это орган, пришедший на смену вечу", воспринявший древнерусские "традиции участия общественных групп в решении правительственных вопросов", но заменивший "элемен ...

Появл. и разв архивов банков в Средние века и Новое время
Укрепл. капитал. уклада, появл. мануф, разв. товар-ден.отнош., меняльные конторы. По мере расширения масштабов деятельности, менялы превращались в ростовщиков и давали ссуды королям, крупным феодалам, купцам и ремесленникам. На руках у них оставались такие финансовые документы, как долговые расписки, поручительства и квитанции. В процес ...