"Дней Александровых прекрасное начало…"

История » Высшее образование в России XIX века » "Дней Александровых прекрасное начало…"

Воцарение Александра I сопровождалось заменой устаревшей системы государственного управления - коллегий - министерствами, которые более соответствовали требованиям времени. Среди других министерств, организованных царской властью в 1802 г., было создано Министерство народного просвещения, во главе которого был поставлен екатерининский вельможа граф Завидовский. В 1803 г. были опубликованы "Предварительные правила народного просвещения", согласно которым образование было возведено в ранг государственной задачи, затем, в 1804 г., - "Устав учебных заведений, подведомых университетами". Этим уставом Россия была разделена на шесть учебных округов: Московский, Петербургский, Казанский, Виленский и Дерптский. Во главе каждого учебного округа были поставлены университеты. Они должны были управлять всеми учебными заведениями своего округа, в связи с чем при советах университетов создавались училищные комитеты и профессора университетов должны были выполнять функции методистов и инспекторов. Была установлена строгая бюрократическая зависимость низших звеньев системы народного образования от высших: приходские училища подчинялись смотрителю уездного училища, уездные училища - директору гимназии, гимназии же - ректору университета, университет - попечителю учебного округа. Попечителем Московского округа был назначен М.Н. Муравьев, бывший учитель Александра; Петербургского - Н.Н. Новосельцев, Виленского - князь Чарторыйский; Харьковского - граф Северин Потоцкий; Казанского - академик Румовский; наконец, Дерптского - просвещенный генерал Клингер. Все попечители жили в Петербурге и должны били лишь время от времени объезжать свои округа, участвуя постоянно в коллегиальном обсуждении всех вопросов, связанных с распространением просвещения в России. Стройная образовательная система становилась еще тем более устойчивая, что базировалась на тех социальных привилегиях, которые приобретали выпускники средних и высших учебных заведений, а особенно те из них, которые показывали отличные успехи за время учебы.

В России, где недавно еще был один лишь Московский университет, теперь - с 1804 г. существовало уже шесть высших учебных заведений. Помимо Веленского и Дерптского университетов за время царствования Александра I были открыты Харьковский, Казанский университеты и Петербургский главный педагогический институт, который позже был преобразован в университет.

По сметам 1803 - 1806 гг., правительство Александра ассигновало средства на шесть высших учебных заведений. При этом на каждый университет отпускалось по 130 тыс. руб. Эти цифры достаточно красноречиво говорят о размерах и быстроте распространения просвещения.

Наука
В 60-е годы продолжались активные исследования в области ядерной физики и освоения космоса. В 1957 году был спущен на воду атомный ледокол «Ленин», запущен первый искусственный спутник Земли. 12 апреля 1961 года состоялся первый космический полет вокруг Земли Ю.А. Гагарина. После долгого перерыва возобновились исследования в области г ...

Теория зарождения государства применительно к Древнему Риму
Государство - одно из самых совершенных, сложных и противоречивых созданий человеческой цивилизации. Большая часть известной из истории народов - это картина, повествующая о формировании, столкновениях и гибели государственных образований, об изощренной и жестокой борьбе за власть, в которой люди не щадили ни себе подобных, ни самих се ...

Пересмотрение устава 1863 года и утверждение устава 1884 года
Сделав шаг вперед правительство уже в 60-х гг. и особенно после вступления на пост министра народного просвещения Д. Толстого предпринимает попытки пересмотреть университетский устав 1863г. Одной из основных причин этого наступления было активное участие студенчества высших учебных заведений, в частности университетов, в общественной жи ...