"Дней Александровых прекрасное начало…"

История » Высшее образование в России XIX века » "Дней Александровых прекрасное начало…"

Воцарение Александра I сопровождалось заменой устаревшей системы государственного управления - коллегий - министерствами, которые более соответствовали требованиям времени. Среди других министерств, организованных царской властью в 1802 г., было создано Министерство народного просвещения, во главе которого был поставлен екатерининский вельможа граф Завидовский. В 1803 г. были опубликованы "Предварительные правила народного просвещения", согласно которым образование было возведено в ранг государственной задачи, затем, в 1804 г., - "Устав учебных заведений, подведомых университетами". Этим уставом Россия была разделена на шесть учебных округов: Московский, Петербургский, Казанский, Виленский и Дерптский. Во главе каждого учебного округа были поставлены университеты. Они должны были управлять всеми учебными заведениями своего округа, в связи с чем при советах университетов создавались училищные комитеты и профессора университетов должны были выполнять функции методистов и инспекторов. Была установлена строгая бюрократическая зависимость низших звеньев системы народного образования от высших: приходские училища подчинялись смотрителю уездного училища, уездные училища - директору гимназии, гимназии же - ректору университета, университет - попечителю учебного округа. Попечителем Московского округа был назначен М.Н. Муравьев, бывший учитель Александра; Петербургского - Н.Н. Новосельцев, Виленского - князь Чарторыйский; Харьковского - граф Северин Потоцкий; Казанского - академик Румовский; наконец, Дерптского - просвещенный генерал Клингер. Все попечители жили в Петербурге и должны били лишь время от времени объезжать свои округа, участвуя постоянно в коллегиальном обсуждении всех вопросов, связанных с распространением просвещения в России. Стройная образовательная система становилась еще тем более устойчивая, что базировалась на тех социальных привилегиях, которые приобретали выпускники средних и высших учебных заведений, а особенно те из них, которые показывали отличные успехи за время учебы.

В России, где недавно еще был один лишь Московский университет, теперь - с 1804 г. существовало уже шесть высших учебных заведений. Помимо Веленского и Дерптского университетов за время царствования Александра I были открыты Харьковский, Казанский университеты и Петербургский главный педагогический институт, который позже был преобразован в университет.

По сметам 1803 - 1806 гг., правительство Александра ассигновало средства на шесть высших учебных заведений. При этом на каждый университет отпускалось по 130 тыс. руб. Эти цифры достаточно красноречиво говорят о размерах и быстроте распространения просвещения.

Внешняя политика СССР в середине 1950-х – начале 1960-х гг.
Проблема борьбы за мир и ослабление международной напряженности стали главными вопросами во внешняя политике СССР после смерти Сталина. Н. С. Хрущев выступил с целым рядом масштабных мирных инициатив. В 1955 г. На совещание глав правительства СССР, США, Англии и Франции советская делегация внесла проект договора о коллективной безопасно ...

Другие способы снятия ограничителей
Поскольку революции, как было показано выше, в большинстве случаев не приводят к радикальному устранению барьеров на пути общественного развития, необходимо остановиться на других способах решения этой проблемы. Ранее мы уже проанализировали такие отличные от полномасштабных революций механизмы, как реформы и революции «сверху». Снятие ...

Эпоха первообытнообщинного строя
Первобытнообщинный строй – самый продолжительный период развития человечества. Он начинается с момента появления человека на земле и завершается формированием классового общества и возникновением государства. Большая часть истории человечества приходится на период первобытности. Если ее представить в виде суток, то окажется, что государ ...