Коммунистический абсолютизм в России и Татарстане
Страница 3

История » История Татарстана с древнейших времен до наших дней » Коммунистический абсолютизм в России и Татарстане

Одним из методов управления страной стало постоянное "классовое очищение" общества. Начиная очередную кампанию "классового очищения", Сталин в начале 30-х годов объявил, что в ближайшее время необходимо ликвидировать "частных промышленников и их челядь, частных торговцев и их приспешников, бывших дворян, попов, кулаков и подкулачников, бывших белых офицеров и урядников, бывших полицейских и жандармов; всякого рода буржуазных интеллигентов, всех прочих антисоветских элементов". Речь шла о крестьянстве, успевшем восстановить свое частное хозяйство и дорожившем им; о нэпманах, которые, получив официальное разрешение и уплачивая налоги, поставили свои предприятия, торговлю; об инженерно-технических работниках старой школы, имевших иные представления об организации экономической жизни; о той части интеллигенции, которая предпочитала заниматься частной юридической, медицинской, образовательной, художественной и иной практикой; о духовенстве, занятом специфическим обслуживанием духовной жизни людей. В принципе такая цель ложна и нереализуема, идет вразрез с общественными потребностями. Тем не менее большевики начали бороться за нее.

Реализуя эту антинациональную программу, ОГПУ в 1928 г. провело аресты инженерно-технических работников старой школы на Донбассе. В 1930 г. были арестованы активисты "Промпартии", "Трудовой Крестьянской Партии", "Союзного Бюро меньшевиков". В целом за 30-е годы были арестованы и отправлены в тюрьмы и лагеря миллионы людей со стандартным ярлыком "враг народа". Многие из них были расстреляны, погибли от бесчеловечных условий жизни. Для управления частью населения, остающейся лояльной к Советской власти, сложилась особая система, названная советскими историками "командно-административной системой управления".

Татарстан в защите своей автономии. С образованием СССР национальный вопрос обретает новый характер. Отныне в его центре оказываются проблемы взаимодействия Союзного центра с национальными республиками. Союзный центр, добиваясь унитаризации государства, стремится все больше ограничить суверенитет и автономию республик. Республики же отвечают на это мобилизацией своих сил в защиту суверенитета и автономии. В таком единоборстве с центром участвовала и ТА С СР.

Кроме того, татарскому национальному движению приходилось отстаивать социокультурные интересы татарского населения, остающегося за пределами ТАССР. За период с 1918 г. по 1923 г. Москва провела 4 совещания с работниками национальных республик, настаивая на принятии последними линии центра по национальному вопросу: в ноябре 1918 г. — I съезд мусульман-коммунистов, ноябре-декабре 1919 г. — II съезд коммунистических организаций народов Востока, январе 1921 г. — совещание коммунистических организаций тюркских народов Российской Федерации, июне 1923 г. — IV совещание с ответственными работниками республик и областей. В ноябре 1918 г. одним из главных был вопрос о судьбе Российской Мусульманской Коммунистической партии, возникшей в ходе сотрудничества социалистических сил татарского национального движения с Советской властью. ЦК РКП(б) настаивал на упразднении ее ЦК и полном слиянии ее местных организаций с местными комитетами РКП(б). Лидер татарских коммунистов М. Султангалиев считал, что национальное движение, лишившись своей партийной организации, потеряет самостоятельность и перспективу, окажется в полном подчинении Российской коммунистической партии. Отстаивая самостоятельность РМКП, он заявил: " .Я против того^ чтобы слиться с общим Центральным Комитетом РКП(б)". Противостояние по этому вопросу тогда кончилось компромиссом. В 1918 г ЦК РМКП был распущен, но местные организации коммунистов-мусульман (татар) были сохранены и объединены в Центральное Бюро, работавшее как отдел РКП(б). Полное слияние с местными комитетами РКП(б) не удалось навязать татарским коммунистам ив 1919 г., хотя на этом лично настаивал сам Ленин. В 1921 г. удалось сохранить татарские национальные коммунистические организации (секции) как органы татарского национального движения в тех русских губерниях и национальных республиках, где компактно проживало

татарское население.

Ликвидация самостоятельно работающих татарских национальных коммунистических организаций в самой Татарской АССР вскоре показала правоту М. Султангалиева. Татарский обком РКИ(б), поглотив: их, политически обезоружил здесь татарское национальное движение. Отозванный в Москву не без участия Татарского обкома РКП(б), С. Саид-галиев в июле 1921 г. передал Ленину, наряду с другими, и такой вопрос: "Прав ли я, если придерживаюсь такого мнения, что при правильном понимании резолюции X съезда партии по национальному войросу в процессе реализации ее коммунисты бывшей раньше господствующей нации, как вышестоящие своим уровнем во всех отношениях, должны играть роль педагогов и нянек по отношению к коммунистам и всем трудящимся бывших в угнетении национальндстей, именем которых называется данная автономная республика ." Отвечая, Ленин не опроверг сущность его изложения позиции X съезда РКП(б), только поправил, написав: "Не педагогов и нянек, а помощников".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Колонизация
Другой, параллельный путь возникновения феодального землевладения – это колони­зация незаселенных или неосвоенных территорий. В киевский период она успешно про­дол­жалась на территории Руси, севере и северо-востоке: поселения новгородцев и суз­дальцев появились на побережье Белого моря и в Предуралье. Отношения местными пле­менами таким ...

Первый съезд Ганзы. Принципы организации союза.
Относительно тех переговоров, которые предшествовали более тесному союзу городов, получивших впоследствии название ганзейских, никаких сведений до нас не дошло, кроме того, что в 1260 г. в Любеке состоялся первый общий съезд представителей Ганзы, при чем, однако, даже год этого важного события в точности не известен. Сведения, касающиес ...

Особенности государственного устройство Древнего Рима в царский период. Общественные отношения
Уже в древнейшую эпоху истории Древнего Рима мы не находим в нем чистого родового строя, то есть, строя, в котором роды были бы суверенны, независимы от какой бы то ни было высшей организации. Уже на пороге своей истории Рим является общиной - и даже, как мы видели, сложной общиной. Тем не менее следы недавнего родового строя еще очень ...