Коммунистический абсолютизм в России и Татарстане
Страница 3

История » История Татарстана с древнейших времен до наших дней » Коммунистический абсолютизм в России и Татарстане

Одним из методов управления страной стало постоянное "классовое очищение" общества. Начиная очередную кампанию "классового очищения", Сталин в начале 30-х годов объявил, что в ближайшее время необходимо ликвидировать "частных промышленников и их челядь, частных торговцев и их приспешников, бывших дворян, попов, кулаков и подкулачников, бывших белых офицеров и урядников, бывших полицейских и жандармов; всякого рода буржуазных интеллигентов, всех прочих антисоветских элементов". Речь шла о крестьянстве, успевшем восстановить свое частное хозяйство и дорожившем им; о нэпманах, которые, получив официальное разрешение и уплачивая налоги, поставили свои предприятия, торговлю; об инженерно-технических работниках старой школы, имевших иные представления об организации экономической жизни; о той части интеллигенции, которая предпочитала заниматься частной юридической, медицинской, образовательной, художественной и иной практикой; о духовенстве, занятом специфическим обслуживанием духовной жизни людей. В принципе такая цель ложна и нереализуема, идет вразрез с общественными потребностями. Тем не менее большевики начали бороться за нее.

Реализуя эту антинациональную программу, ОГПУ в 1928 г. провело аресты инженерно-технических работников старой школы на Донбассе. В 1930 г. были арестованы активисты "Промпартии", "Трудовой Крестьянской Партии", "Союзного Бюро меньшевиков". В целом за 30-е годы были арестованы и отправлены в тюрьмы и лагеря миллионы людей со стандартным ярлыком "враг народа". Многие из них были расстреляны, погибли от бесчеловечных условий жизни. Для управления частью населения, остающейся лояльной к Советской власти, сложилась особая система, названная советскими историками "командно-административной системой управления".

Татарстан в защите своей автономии. С образованием СССР национальный вопрос обретает новый характер. Отныне в его центре оказываются проблемы взаимодействия Союзного центра с национальными республиками. Союзный центр, добиваясь унитаризации государства, стремится все больше ограничить суверенитет и автономию республик. Республики же отвечают на это мобилизацией своих сил в защиту суверенитета и автономии. В таком единоборстве с центром участвовала и ТА С СР.

Кроме того, татарскому национальному движению приходилось отстаивать социокультурные интересы татарского населения, остающегося за пределами ТАССР. За период с 1918 г. по 1923 г. Москва провела 4 совещания с работниками национальных республик, настаивая на принятии последними линии центра по национальному вопросу: в ноябре 1918 г. — I съезд мусульман-коммунистов, ноябре-декабре 1919 г. — II съезд коммунистических организаций народов Востока, январе 1921 г. — совещание коммунистических организаций тюркских народов Российской Федерации, июне 1923 г. — IV совещание с ответственными работниками республик и областей. В ноябре 1918 г. одним из главных был вопрос о судьбе Российской Мусульманской Коммунистической партии, возникшей в ходе сотрудничества социалистических сил татарского национального движения с Советской властью. ЦК РКП(б) настаивал на упразднении ее ЦК и полном слиянии ее местных организаций с местными комитетами РКП(б). Лидер татарских коммунистов М. Султангалиев считал, что национальное движение, лишившись своей партийной организации, потеряет самостоятельность и перспективу, окажется в полном подчинении Российской коммунистической партии. Отстаивая самостоятельность РМКП, он заявил: " .Я против того^ чтобы слиться с общим Центральным Комитетом РКП(б)". Противостояние по этому вопросу тогда кончилось компромиссом. В 1918 г ЦК РМКП был распущен, но местные организации коммунистов-мусульман (татар) были сохранены и объединены в Центральное Бюро, работавшее как отдел РКП(б). Полное слияние с местными комитетами РКП(б) не удалось навязать татарским коммунистам ив 1919 г., хотя на этом лично настаивал сам Ленин. В 1921 г. удалось сохранить татарские национальные коммунистические организации (секции) как органы татарского национального движения в тех русских губерниях и национальных республиках, где компактно проживало

татарское население.

Ликвидация самостоятельно работающих татарских национальных коммунистических организаций в самой Татарской АССР вскоре показала правоту М. Султангалиева. Татарский обком РКИ(б), поглотив: их, политически обезоружил здесь татарское национальное движение. Отозванный в Москву не без участия Татарского обкома РКП(б), С. Саид-галиев в июле 1921 г. передал Ленину, наряду с другими, и такой вопрос: "Прав ли я, если придерживаюсь такого мнения, что при правильном понимании резолюции X съезда партии по национальному войросу в процессе реализации ее коммунисты бывшей раньше господствующей нации, как вышестоящие своим уровнем во всех отношениях, должны играть роль педагогов и нянек по отношению к коммунистам и всем трудящимся бывших в угнетении национальндстей, именем которых называется данная автономная республика ." Отвечая, Ленин не опроверг сущность его изложения позиции X съезда РКП(б), только поправил, написав: "Не педагогов и нянек, а помощников".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Формирование городского самоуправления г. Воронежа 1870 – 1892 гг . Городское самоуправление перед введением Городового положения 1870 г.
До реформы 1870 г. в большинстве городов России формально действовало Городовое Положение 1785 г., а точнее Жалованная грамота городам, которая была учреждена Екатериной II 21 апреля 1785 г1. и установила, что в думах должны иметь представительство горожане всех сословий, занесенные в «Городскую обывательскую книгу» в одну из шести кате ...

Бородинское сражение
Утром 22 августа русская армия стала развертываться на Бородинском поле в соответствии с планом М.И. Кутузова. Русские войска перерезали оба пути, ведущие к Москве - Старую и Новую Смоленские дороги. Старая дорога шла лесом через деревню Утицу, что находилось на левом фланге армии и была неудобна для движения неприятельских войск. Новая ...

“Рейганомика” и ее результаты
На рубеже 70-80-х гг. инициатива в идейно-теоретической и политической жизни большинства стран Запада перешла к неоконсерваторам, чьи кредо и политика существенно отличались от тех, которые определяли основные параметры общественного развития в течение всего послевоенного периода. В противовес социал-демократической реформистской модели ...