Коммунистический абсолютизм в России и Татарстане
Страница 8

История » История Татарстана с древнейших времен до наших дней » Коммунистический абсолютизм в России и Татарстане

В 30-х гг. особенно наглядно проявилось значение наличия государственной крыши для развития национальной культуры. Несмотря на деформации татарской национальной автономии в политической и экономической областях, эта автономия обеспечила тогда развитие тех позитивных тенденций, которые наметились в татарской национальной культуре в 20-х гг. Высокие достижения татарской национальной культуры начала XX в. были сохранены. Более того, система образования, художественная литература, театр, музыка, изобразительное искусство поднялись на более высокую ступень.

Официальная статистика Татарстана подвела итоги развития национальной культуры в республике (без учета татарских регионов, не вошедших в нее) в 1940 г., когда отмечалось двадцатилетие автономии. В 1939/40 учебном году в Татарстане работало 3694 начальных, неполных средних и средних школ с охватом учащихся 577 тыс. детей школьного возраста. Из них дети-татары составляли 281 тыс. (49,5%). Параллельно действовала сеть школ для взрослых. Число татар-учителей составило 10 607 человек. В 1939/40 учебном году в республике было 14 вузов, в них обучались 11 тыс. студентов, в том числе более 1900 студентов-татар (17,2%). В техникумах и других средних специальных заведениях из всего количества студентов (13 393) татар было 5839 человек (43,6%).

В 30-х годах формируется довольно большая группа молодых талантов в татарской национальной среде, которая в последующие годы, пополняясь, вышла на первые позиции в литературном мире Советского Союза. Среди них были Наки Исанбет, еще в 1925 г. приветствовавший пятилетие республики своим первым сборником стихов "Набат" и ставший одним из ведущих татарских драматургов. В эти же годы формировался творческий почерк Кави Наджми, Тази Гиззата, Гумара Тулумбая, Аделя Кутуя, Хасана Туфана, Ахмада Файзи, Шай-хи Маннура, Мирсая Амира, Ахмада Исхака, Мусы Джалиля, Сибгата Хакима. Они были выходцами из среды татарского общества не только ТАССР, но и Нижнего Новгорода, Саратова, Уфы, Оренбурга и других районов. Объединявший их Союз писателей Татарстана был создан в 1934 г. и работал под крышей татарской автономии.

Успех их определялся тем, что они оставались верными татарской национальной традиции. Себя они воспринимали в качестве носителей традиций национальной татарской культуры от Кул Гали до Габдуллы Тукая. Вдохновлены были они перспективой развития татарской национальной государственности. Примером служения нации для них стали образы не сломленного жестокостями революции и советскими репрессиями старшего поколения писателей от Гаяза Ис-хаки до Галимджана Ибрагимова.

С образованием ТАССР в Казани появился Татарский государственный академический театр, получивший имя Галиасгара Камала. Театр стал достойным наследником татарского национального искусства начала XX в. В 1926 г. было торжественно отмечено двадцатилетие современного профессионального татарского театрального искусства. Тогда же высокое звание заслуженного артиста Татарской АССР получили Касим Шамиль, Мухтар Мутин, Сахибджамал Гиззатулли-на-Волжская, Карим Тинчурин, Бари Тарханов, Зайни Султанов. В 30-е годы в татарское театральное искусство пришло прославившее его в последующие годы новое талантливое поколение в лице Камала III, Марьям Рахманкуловой, Фахри Насреддинова, Фоата Хакимова, Муннры Булатовой и др.

Татарское государственное покровительство вывело на современный уровень татарскую национальную музыку. В 1925 г., к пятилетию ТАССР, в Казани состоялась премьера татарской оперы "Сания", написанной композиторами Василием Виноградовым, Султаном Габэ-ши, Газизом Альмухамедовым. Главные партии пели С. Айдаров, Г. Кайбицкая, М. Рахманкулова. В 30-х годах достигло расцвета творчество целой плеяды талантливых татарских композиторов. Одним из них стал Салих Сайдашев (1900—1954) — композитор, пианист, дирижер, общественный деятель. Джамал Садрижиганов сравнивал С. Сай-дашева в музыке с Габдуллой Тукаем в поэзии. Считавший себя учеником композитора Загидуллы Яруллина, организовавшего э 1914 г. татарский струнный оркестр, С. Сайдашев олицетворял живую связь татарской национальной музыки двух эпох — дореволюционной и послереволюционной. Массовые татарские песни, произведения для симфонического оркестра, опера "Наемщик" снискали С. Сайдашеву искреннюю любовь всего народа.

В 1939 г. в Казани оперой композитора Назиба Жиганова "Кач-кын" (Беглец) открывается Татарский театр оперы и балета. В 1940 г. здесь состоялась премьера оперы Мансура Музаффарова "Галиябану". Наряду с оперой татарская национальная культура обогатилась комедией и выдвинувшимся в XX в. на первый план балетом. В военном 1942 г. театр осуществил постановку комедии Джаудата Файзи "Башмачки". В конце 30-х годов молодой композитор Фарид Яруллин, сын Загидуллы Яруллина, написал балет "Шурале", дав музыкальное воплощение образам гениальной поэмы Габдуллы Тукая. Это талантливое, уникальное, по оценкам музыковедов, произведение позже получило сценическое воплощение и поныне не сходит со сцены. Массовой стала музыкальная обработка татарских национальных песен, создавались камерно-инструментальные произведения — сонаты, пьесы, началось вторжение в область "высшего" музыкального жанра — симфонии. В 1939 г. образовался Союз композиторов ТАССР.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Россия в XVII веке: особенности социально-политического развития. Рост государственной территории.
Общая характеристика.В XVII веке в России сложились предпосылки к петровским реформам. В экономике усиливается значение крепостного труда, завершается формирование единого общерусского рынка и географическая специализация территорий. В социальной жизни постепенно теряют свое значение Земские соборы и развивается абсолютная монархическая ...

Дворцовые перевороты середины XVIII века
После смерти Петра I в январе 1725 года Россия вступила в эпоху дворцовых переворотов. В течение 37 лет (1725–1762) на престоле сменилось 6 царствующих особ. Из 37 лет 32 года царствовали женщины. Причины дворцовых переворотов: 1) указ Петра I от 1722 года о наследовании престола, предоставляющий императору самому назначать своего нас ...

Политико-административная функция
Высокое положение, занятое фараоном, знаменовало собой его активное участие в делах управления. Он имел обыкновение каждое утро принимать визиря, играющего главную роль в администрации, чтобы советоваться с ним относительно нужд страны и текущих дел, подлежавших его рассмотрению. После совещания с визирем он встречался с главным казначе ...