Вступление на путь национального освобождения
Страница 6

История » История Татарстана с древнейших времен до наших дней » Вступление на путь национального освобождения

Национальная система образования. В начале XX в. продолжалось обновление национальной системы образования. Правительство на нужды образования по всей Казанской губернии отпускало всего по 12,5 копейки на душу населения в год. В губернии на 2,5 млн. человек населения в общеобразовательных школах обучалось всего 114 тыс. детей. Из этих школ, содержавшихся за счет казны, татарских школ всего было 35. Остальные татарские школы (а их в Казанской губернии в 1912 г было 1067 с 84 тыс. учащихся) содержались за счет благотворительных фондов татарских предпринимателей. Разрешение на открытие татарских школ они получали согласно правительственному указу 1905 г. В мектебах, оставшихся при мечетях, многие имамы и их жены учили детей вообще бесплатно или за символическую плату. По существу энтузиастами-подвижниками, работавшими за очень малую плату, были и учителя большинства светских сельских школ. В 1906 г. в Казани проходил первый съезд учи-телей-мугаллимов. Были разработаны и приняты рекомендации по совершенствованию системы национального образования, изложенные в документе под названием "Мугаллимнэргэ нэмунэ" (Рекомендации учителям). В Казани возник союз татарских учителей "Нашре магариф" (Просвещенец). В Казани, Оренбурге, Уфе, Чите и в некоторых других городах возникли национальные школы профессионального образования, в том числе торгово-промышленные школы. Татарское профессиональное училище открылось при татарском просветителъско-техническом обществе в Перми. В Симбирске открылась татарская женская школа.

Наука. В начале XX в. продолжали свои научные исследования татарские ученые. Заметным представителем научного мира стал М.Х. Атласов (1876—1937). Академик В.В. Бартольд назвал его "татарским патриотом". М.Х. Атласов (Хади Атласи) родился в Дрожжа-новском районе, образование получил в Буинском медресе, затем окончил в Оренбурге татарскую учительскую семинарию, основанную Гани баем Хусаииовым. Хорошо знал русский, немецкий, арабский, иранский, турецкий языки. В начале века появились его первые научные труды "Гыйлме Ьэйэт" (Наука астрономии), "Тарихе тэбигэт" (История естествознания). В 1907 г. оп был избран депутатом Государственной Думы. Свою общественно-политическую работу совмещал с исследованиями по истории Татарстана. В 1911—1914 гг. были опубликованы его труды "Себер тарихы" (История татарской Сибири), "Казан ханлыгы" (Казанское ханство), "Сююмбике".

В 1909—1910 гг. появилась в печати серия исторических исследований известного татарского писателя и общественного деятеля Г.Ю. Кулахметова (1881—1918) под общим названием "Страницы истории", посвященных всеобщей истории с древнейших времен. Известны его популярные статьи в периодической печати, в которых разъяснялась суть конституционного строя ряда западных стран, анализировались конституции Великобритании, Германии.

Философскую науку представлял педагог, философ, журналист Хади Максу ди (1868—1941), брат известного татарского общественного деятеля Садри Максуди. В 1902 г. в Санкт-Петербурге была издана его книга "Мизанел эфкар" (Философия мышления). Неопубликованным остался его философский труд "Квинтэссенция восточной философии. Восточная логика". Хади Максуди был высокообразованным человеком, владел русским, немецким, французским, арабским языками, составил русско-татарский словарь, издал "Уку китабы" (Книгу для чтения), организовал библиотеку татарских книг. Многие татарские интеллигенты считают его своим учителем. У него в медресе учился Гаяз Исхаки.

Периодическая печать. Основной трибуной массового гражданского просвещения стала татарская национальная периодическая печать. После неоднократных настоятельных обращений власти в августе 1905 г. разрешили Гатаулле Баязитову, известному Санкт-Петербургскому исламскому деятелю, издавать в Санкт-Петербурге на татарском языке массовую современную газету "Hyp" (Луч). Первый ее номер увидел свет 2 сентября 1905 г. После издания Манифеста 17 октября 1905 г. появились Временные правила о периодической печати, несколько облегчившие процедуру создания печатных органов. Накопившаяся в татарской интеллигенции инициатива немедленно отреагировала на это. До конца 1905 г. начали выходить еще три газеты: в Казани — "Казан мохбире" (Казанский вестник), редактор СТ. Алкин, в Санкт-Петербурге — "Улфат" (Собеседник), редактор Р. Ибрагимов, в Уральске — "Фикер" (Мысль), редактор К. Мутыги-Тухватуллин.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7