Вступление на путь национального освобождения
Страница 5

История » История Татарстана с древнейших времен до наших дней » Вступление на путь национального освобождения

Сохраняли и развивали они национальный литературный язык — высшее достояние национального согласия и единения, учили народ любить его, пользоваться им. Воспел родной язык и Тукай:

Родной язык — святой язык, отца и матери язык!

Как ты прекрасен! Целый мир твоим богатством я постиг!

Не османизировать, не арабизировать, не иранизировать татарский язык, и в то же время не заниматься его чисткой. "Национальный литературный язык, — писал Гаяз Исхаки, — это наш собственный язык со всем его богатством, язык, на котором мы общаемся: понимаем и говорим, читаем и пишем". Хорошо понимали татарские поэты и писатели социальное призвание национальной литературы в критические для нации эпохи, каковой для татар стало начало XX в. В 1905 г., после издания Манифеста 17 октября, Тукай обращается к друзьям следующими словами:

Не много царский манифест нам дать готов.

Хоть цену знаем мы ему, без лишних слоэ, —

Все то, что мы сумеем взять, возьмем теперь.

Социальные проблемы национального освобождения в личностном, семейном, общетатарском и общероссийском контексте ставятся в эти годы всеми татарскими поэтами и писателями.

Татарские поэты и писатели были замечательными художественными переводчиками. Продолжая традиции XIX в., они передодили на татарский язык произведения русских и зарубежных писателей и поэтов (А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, И.С, Тургенева, М. Горького, А.П. Чехова, Гете, Гейне, Гюго, Шекспира, Байрона и др.)., Характерным было и другое, а именно повышение интереса людей к социальным проблемам нации, Увеличилось число читателей Клада стала пользоваться повышенным спросом. Расширилось книгоиздательское дело. В 1904 г. возникло книгоиздательство "Магариф" (Просвещение) Г. Камала, а позже — книгоиздательство "Сабак" (Учеба) Спецеализированные татарские книжные магазины и лавки открылись не только в Татарстане, но и далеко за его пределами — Москве, Омске, Томске, Соль-Илецке, Троицке, Челябинске, Ташкенте, Семипалатинске.

Национальный театр. Сбылась давняя национальная мечтдо cq-здании татарского профессионального театра. В 1906 г. в Казани состоялся первый публичный спектакль на татарском языке. В 1907 х. оформилась первая татарская' профессиональная театральная трулпа "Сайяр". В нее вошли талантливые энтузиасты — артисты И.Б. Кудашев (Ашказарский)" В. Муртазин (Иманский), Н. Сакаев и др. Возглавил труппу известный актер и режиссер Габдулла Кареев. 1912 г. в Уфе под руководством прославленной актрисыС. Гизатуллицой-Волг жской была организована татарская театральная труппа "Hyp" (Луч). В ее составе играли известные артисты Ш. Шамильский, Г" Казанский, Ф. Латипов, Б. Тарханоэ. В 1915 г. в Оренбурге образовалась профессиональная театральная труппа "Ширкэт" (Товарищество). На фоне этого театра прославились артисты М. Мутин, Г. Мангушй, 3. Камская, Ф. Ильская, Камал

В театрах ставились пьесы татарских драматургов. Одной из популярных постановок стала драма "Халиябану" Мдрхайдара Файзи (18911-1928). На татарской сцене появились в переводе на татарский язык произведения русских ("Ревизор" Гоголя и др.) и зарубежных ("Коварство и любовь" Шиллера и др.) авторов. Часто труппы выезжали на гастроли. С особым успехом проходили гастроли "Сайяр" в 1907—1911 гг. в городах Поволжья и Приуралья, а также Сибири, Крыма, Казахстана, Туркестана. Появились самодеятельные театральные труппы в Санкт-Петербурге, Москве, Перми, Симбирске. Астраханская самодеятельная труппа вырастила таких замечательных артистов, как 3. Султанов, Дж. Байкин и С. Байкина.

Оформляется профессиональное татарское музыкальное исполнение. В 1914 г. талантливый композитор Загидулла Яруллин (отец композитора Фарида Яруллина) в Казани при Восточном клубе организовал татарский струнный оркестр. По этому случаю он написал "Марш Тукая". Выросли ставшие популярными музыкальные исполнители ^ гармонист Файзулла Туишев, скрипач Г. Зайкин, певцы К. Мутыги, Ф. Гуме рова. В 1916 г. известным собирателем народных мелодий преподавателем Саратовской консерватории Мансуром Султановым (1875^-1919) был издан музыкальный сборник "Татарские и башкирские мотивы".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Политика индустриализации и коллективизации в СССР: причины, методы, темпы, итоги. Причины
К концу 20-х годов большевики укрепились у власти, а в Совете Народных Комиссаров (СНК) утвердился авторитет Сталина. Дальнейшее развитие НЭПа требовало или отказа от идей социализма и полного перехода к рыночной экономике, или укрепления административных методов хозяйствования. Мировой экономический кризис 1929–1933 годов усилил позици ...

В битве за Сталинград
Летом 1942 года, пользуясь отсутствием второго фронта в Европе и просчетами советского Верховного главнокомандования, гитлеровские военачальники сосредоточили на южном крыле советско-германского фронта мощную группировку своих войск, основу которой составляла 6-я армия - лучшая в германских Вооруженных силах. Целью наступления фашистски ...

Торгово-ремесленные поселения
На Руси были ранние ремесленные поселения представлены Пастырским городищем, Зимновским, позднее городищами Ревно, Хотомель и др. Это были обосоленные единичные поселения, связанные с местными округами. Торгово-ремесленные поселения, которым принадлежит важное место среди древнерусских протогоро­дов IX-X вв., возникают на важных торгов ...