Вступление на путь национального освобождения
Страница 4

История » История Татарстана с древнейших времен до наших дней » Вступление на путь национального освобождения

Укрупнение торгового предпринимательства. В1914 г. чиоло тор- говых домов, принадлежавших татарским купцам-акционерам, достигло 154. По данным отдела торговли министерства промышленности и торговли, 18 из зарегистрированных торговых домов одновременно вели и промышленное производство. Среди них были торговый дом "Братья Яушевы", имевший свои хлопкоочистительные заводы, паровые мельницы в Троицке и Оренбурге, торговый дом "Наследники Садыка Мусина", учрежденный в 1908 г, с уставным капиталом в 400 тыс. рублей в Семипалатинске (Казахстан), торговый дом "Ф. Халитов и К0", зарегистрированный в 1913 г.

136 торговых домов занимались только торговлей. В центральных районах России преуспевали торговые дома "Х.Х. Галеев и К°" (Казань), "Братья Халфины" (Мензелинск), "Гайфулла Усманов и К0", "Усмановы и К0", "Братья Муртазины", "Зариф Хабибуллин с сыновьями и К°", "Братья Нигматулллины", "Каримов, Хусаинов и К°", "Братья Шамсутдиновы" и др. На рынках окраин Российского государства вели торговлю торговые дома "Братья Габделджаппаровы" (Казахстан и Кир^изстан), "Тимиргали, Мухаммаджан и Якуб Хасановы" (Семипалатинская, Семиреченская области), "Братья С. и Г. Ман-наповы" (Сибирь). Основными товарами у них были мануфактура, меха/ обувь, скот, хлеб, кожтовары, книги, канцтовары, фрукты и др. Потребности татарских промышленников и купцов в кредите удовлетворяли российские банки. Еще в конце XIX в. татарские капиталисты СМ: Аитов, С.С. Галикеев стали членами совета учрежденного в 1873 г. Казанского купеческого банка. В 1912 г. в Санкт-Петербурге был учрежден Мусульманский банк, преимущественно обслуживавший потребности татарских предпринимателей. Эту же миссию выполняли отделения Русско-Азиатского банка в Казани и других городах.

Обострение аграрного вопроса. Татарские крестьянские хозяйства по-своему испытывали экономические ограничения властей. Согласно положению 1861 г., русские крепостные крестьяне при осво- бождении получили в Казанской губернии в среднем 3—4 десятины земли на ревизскую душу. Средний размер надела на русских государственных крестьян составил 5,28 десятины на душу. У 8389 татарских крестьянских дворов надел составлял лишь одну десятину на ревизскую душу. Причем иногда число наличных душ в деревне оказывалось почти на 20% больше, чем ревизских. В Вятской губернии татарские крестьяне юридически входили в разряд государственных. Тем не менее и они оказались меньше обеспеченными землей, чем русские крестьяне, причем землей худшего качества. С началом "контрреформ" 1889—1892 гг. давление властей на крестьян усилилось. В 1889 г. было издано "Положение", согласно которому судьбу татарских крестьян целиком определял земский начальник, назначаемый из потомствен- ных русских дворян.

Не принес облегчения крестьянам и начавшийся XX век. В ходе столыпинской реформы (1906—1915) 5800 татарских крестьянских дворов в Казанской губернии выделились из общины, узаконив свою соб- ственность на полученную при этом землю. Но это опять-таки, как и в 1861 г., не было решением аграрного вопроса в Татарстане, а лишь перераспределением находившейся в руках татарского крестьянства скудной части земли. Более солидный земельный фонд продолжал оставаться в руках русских помещиков и монастырей. К тому же выделились тогда из общий всего 2,5 % татарских крестьянских хозяйств. Татарские крестьяне православной веры в Казанской губернии, да и в других [уберниях, в общей сложности, не лучше были обеспечены землей и привилегиями не пользовались. Решение аграрного вопроса в Татарстане было еще впереди. Тем не менее в начале XX в. татарская деревня сделала решительные шаги в направления рыночных отношений.

Национальная литература. Национальная культура первых двух десятилетий XX в. выражает высшую точку национально-культурного возрождения татарского общества и в то же время выступает предвестником национального освобождения. Наиболее ярко эта миссия национальной культуры выражена в татарской литературе, повторившей на новом уровне свой, по выражению И. Нуруллина, "золотой век". Татарские писатели этого периода были воспитаны на плодах татарского просвещения XIX в. Сами они стали признанными гуманистами, просветителями. Одновременно они оказались глашатаями великих идеалов национального освобождения. Габдулла Тукай (1886,-1913), Гаяз Исхаки (1878-1954). Сагит Рамеев (1880-1926), Фатых Амирхан (1886-1926). Гали-аскар Камал (1879-1933), Маджит Гафури (1880-1934) и многие другие славные имена' украсили татарскую литературу. Созданы десятки романов, повестей, пьес. Среди них такие творения, как "Шурале", "Сенной базар, или новый кисек баш", "Фатхулла хэзрэт", "Хэят", "Беренче театр", "Банкрот", "Акчарлаклар", "Яш юрэклэр", "Галиябану" и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Двоцовые перевороты
Прежде чем рассматривать государственный аппарат Российской империи 20-60-х гг. XVIII в., необходимо хотя бы кратко осветить историческую обстановку, вызывавшую изменения в области управления страной. Появление новых властных структур обусловливалось социально-экономическим и политическим развитием России второй четверти XVIII в. В ист ...

Гербъ рода князей Юсуповыхъ
Щит разделен на шесть частей. Посередине находится малый щиток, имеющий в верхней части в зеленом моле княжескую шапку, а под ней в красном поле четыре шестиугольные серебряные звезды, окружающие се­ребряную луну, обращенную рогами в правую сторону. На поверхности •>того щитка находится второй ма­ленький щиток голубого цвета с изобра ...

Введение.
Думаю, вряд ли кто-нибудь будет оспаривать мнение, что имидж города составляет не только его архитектура, но и его жители В первых годах прошедшего столетия в Москве появились сатирические стихотворения, написанные на тогдашнее общество, и именно эти стихи, или вернее вирши, раскрывали истинную сущность тех, на кого они были написаны. Р ...