Вступление на путь национального освобождения
Страница 4

История » История Татарстана с древнейших времен до наших дней » Вступление на путь национального освобождения

Укрупнение торгового предпринимательства. В1914 г. чиоло тор- говых домов, принадлежавших татарским купцам-акционерам, достигло 154. По данным отдела торговли министерства промышленности и торговли, 18 из зарегистрированных торговых домов одновременно вели и промышленное производство. Среди них были торговый дом "Братья Яушевы", имевший свои хлопкоочистительные заводы, паровые мельницы в Троицке и Оренбурге, торговый дом "Наследники Садыка Мусина", учрежденный в 1908 г, с уставным капиталом в 400 тыс. рублей в Семипалатинске (Казахстан), торговый дом "Ф. Халитов и К0", зарегистрированный в 1913 г.

136 торговых домов занимались только торговлей. В центральных районах России преуспевали торговые дома "Х.Х. Галеев и К°" (Казань), "Братья Халфины" (Мензелинск), "Гайфулла Усманов и К0", "Усмановы и К0", "Братья Муртазины", "Зариф Хабибуллин с сыновьями и К°", "Братья Нигматулллины", "Каримов, Хусаинов и К°", "Братья Шамсутдиновы" и др. На рынках окраин Российского государства вели торговлю торговые дома "Братья Габделджаппаровы" (Казахстан и Кир^изстан), "Тимиргали, Мухаммаджан и Якуб Хасановы" (Семипалатинская, Семиреченская области), "Братья С. и Г. Ман-наповы" (Сибирь). Основными товарами у них были мануфактура, меха/ обувь, скот, хлеб, кожтовары, книги, канцтовары, фрукты и др. Потребности татарских промышленников и купцов в кредите удовлетворяли российские банки. Еще в конце XIX в. татарские капиталисты СМ: Аитов, С.С. Галикеев стали членами совета учрежденного в 1873 г. Казанского купеческого банка. В 1912 г. в Санкт-Петербурге был учрежден Мусульманский банк, преимущественно обслуживавший потребности татарских предпринимателей. Эту же миссию выполняли отделения Русско-Азиатского банка в Казани и других городах.

Обострение аграрного вопроса. Татарские крестьянские хозяйства по-своему испытывали экономические ограничения властей. Согласно положению 1861 г., русские крепостные крестьяне при осво- бождении получили в Казанской губернии в среднем 3—4 десятины земли на ревизскую душу. Средний размер надела на русских государственных крестьян составил 5,28 десятины на душу. У 8389 татарских крестьянских дворов надел составлял лишь одну десятину на ревизскую душу. Причем иногда число наличных душ в деревне оказывалось почти на 20% больше, чем ревизских. В Вятской губернии татарские крестьяне юридически входили в разряд государственных. Тем не менее и они оказались меньше обеспеченными землей, чем русские крестьяне, причем землей худшего качества. С началом "контрреформ" 1889—1892 гг. давление властей на крестьян усилилось. В 1889 г. было издано "Положение", согласно которому судьбу татарских крестьян целиком определял земский начальник, назначаемый из потомствен- ных русских дворян.

Не принес облегчения крестьянам и начавшийся XX век. В ходе столыпинской реформы (1906—1915) 5800 татарских крестьянских дворов в Казанской губернии выделились из общины, узаконив свою соб- ственность на полученную при этом землю. Но это опять-таки, как и в 1861 г., не было решением аграрного вопроса в Татарстане, а лишь перераспределением находившейся в руках татарского крестьянства скудной части земли. Более солидный земельный фонд продолжал оставаться в руках русских помещиков и монастырей. К тому же выделились тогда из общий всего 2,5 % татарских крестьянских хозяйств. Татарские крестьяне православной веры в Казанской губернии, да и в других [уберниях, в общей сложности, не лучше были обеспечены землей и привилегиями не пользовались. Решение аграрного вопроса в Татарстане было еще впереди. Тем не менее в начале XX в. татарская деревня сделала решительные шаги в направления рыночных отношений.

Национальная литература. Национальная культура первых двух десятилетий XX в. выражает высшую точку национально-культурного возрождения татарского общества и в то же время выступает предвестником национального освобождения. Наиболее ярко эта миссия национальной культуры выражена в татарской литературе, повторившей на новом уровне свой, по выражению И. Нуруллина, "золотой век". Татарские писатели этого периода были воспитаны на плодах татарского просвещения XIX в. Сами они стали признанными гуманистами, просветителями. Одновременно они оказались глашатаями великих идеалов национального освобождения. Габдулла Тукай (1886,-1913), Гаяз Исхаки (1878-1954). Сагит Рамеев (1880-1926), Фатых Амирхан (1886-1926). Гали-аскар Камал (1879-1933), Маджит Гафури (1880-1934) и многие другие славные имена' украсили татарскую литературу. Созданы десятки романов, повестей, пьес. Среди них такие творения, как "Шурале", "Сенной базар, или новый кисек баш", "Фатхулла хэзрэт", "Хэят", "Беренче театр", "Банкрот", "Акчарлаклар", "Яш юрэклэр", "Галиябану" и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Гербъ рода графов Воронцовыхъ
Щит разделен диагональной чертой с правой стороны на две части, из которых верхняя сереб­ряное, а нижняя красное поле име­ют, и на черте две розы с одной между ними лилией переменных с полями цветов. К сему щиту при­совокуплена черная вершина, на коей изображено золотое стропи­ло с тремя гранадами, а на черной вершине три серебряные зве ...

Рисковое начало
Дом, в котором провел свое детство Цзян Чжунчжэн, сохранился и сейчас. Он стоит на самом краю селения среди действительно живописнейшего пейзажа, окруженного горами. В комнатах этого дома постоянно слышен грохот водопадов и шум протекающей рядом горной речки. Говорят, что в детстве в ней бесстрашно резвился Цзян, что за ним вообще был ...

Свержение царевны Софьи. Правление царицы Натальи
Так подошло совершеннолетие Петра (30 мая 1689 года), когда мать и родные заставили его начать борьбу с Софьей за власть. Главным желанием Софьи было стать постоянной “самодержицей”. Для этого она старалась действовать через стрельцов. Она надеялась, что стрельцы подадут челобитье - не оставлять правления, венчаться царским венцом и ста ...