Вступление на путь национального освобождения
Страница 1

История » История Татарстана с древнейших времен до наших дней » Вступление на путь национального освобождения

Мировая историческая тенденция. Мировая историческая тенденция формирования и развития просвещенного индустриального общества, часто называемого в литературе "капитализмом", постепенно включала в свою орбиту все новые и новые страны мира. Однако ее реализация в XX в. натолкнулась на труднопреодолимые препятствия. Социальное неравенство и низкий материальный уровень жизни народа, игнориро- вание властями гражданских прав и свобод были чреваты во многих стра- нах революциями и гражданскими войнами. Продолжение колониального гнета предвещало усиление национально-освободительного движения и делало более вероятными освободительные войны. Обострение противоречий между великими державами приближало мировую войну. Все это представляло далеко не оптимальный фон для развития мирового сообщества.

Татарстан вступил в XX в. с большими надеждами на восстановление своей государственности и формирование в стране просвещенного индустриального общества. В то же время было ясно, что достижение этой цели потребует невероятных усилий. Колониальные державы во всем мире еще не были готовы и не хотели расстаться с колониями. Речь шла не только об азиатских и африканских колониях. Даже в Европе оставались пока в статусе зависимых стран Ирландия, Чехия, Словакия, Польша, Болгарское княжество, Албания. Остро стал вопрос о национальном освобождении в России.

Проблемы национального освобождения в России. В XX в. русская самодержавная монархия вступила, уверенная в своем имперском величии. Дело не в том, что Россия стала процветающей страной. До простого народного благополучия, свободы и демократии ей было еще далеко. Россия нуждалась в продолжении реформ Александра II. Тем не менее Николай II, вступая на престол в 1894 г., присягнул в вер-ности отцовским контрреформам 1889—1892 гг., заявив: твердо и не-уклонно "буду сохранять начала самодержавия".

Главными показателями величия России, отмеченными в дни праз- днования 300-летия дома Романовых в 1913 г., были обширные территориальные приобретения, которые, однако, империя не могла освоить. Множество присоединенных народов приходилось держать в узде, Этo было наибольшее территориальное расширение Российской само-державной империи. В Поволжье и Приуралье — регионе наиболее ранней русской колонизации продолжалось национальное угнетение татар, млри, мордвы, чувашей, удмуртов, башкортов. Организовывались великодержавные акции разжигания в русском народе неприязни к ним. 1892—1896 гг. был сфабрикован судебный процесс над группой крес-тьян-удмуртов села Старый Мултан Вятской губернии по обвинению и убийстве с религиозной целью. В конце XIX в. по Украине, Белорус-ии и Польше прошла волна очередных еврейских погромов. В Польше шквидировались остатки ее самостоятельных учреждений. Был закрыт польский банк. Шла русификация школ. Начались ограничение и ликвидация самостоятельных учреждений Финляндии. Была упразднена состоятельность почты, упразднен комитет по финляндским делам.

I рудно шло освоение Северного Кавказа. Режим военной оккупации, становленный здесь с начала XIX в., не принес примирения. К началу XХ в. территория России расширилась в направлении Казахстана

IСредней Азии, вновь вызвав к жизни так называемую "ту земскую политику". С точки зрения соотношения между русским народом и лишенными национально-государственных прав нерусскими народами, критический уровень оказался несколько превышенным. Русские со-стаавляли в империи 43% населения, а нерусские — 57%.

Тем не менее царское правительство строило новые грандиозные планы территориальных приобретений. Разрабатывались планы захвата Дарданелл и выхода к Средиземному морю, объединения вокруг русского народа балканских православных славян. Одному из вдохно-вителей контрреформ М.Н. Каткову даже мерещилось "признание русского языка общеславянским".

Национальная консолидация. В XVIII—XIX вв. татарское общество на основе компромисса с царским правительством довольно успешно прошло этап национальной консолидации. Произошло национально-культурное сближение между различными группами поволжских татар (булгаро-казанскими татарами, касимовскими татарами, татара-ми-мишарами, а также существовавшими в них подгруппами — татарами-тептярами, пермскими татарами, чепецкими татарами и другими) Это был новый уровень татарской национальной общности, базировавшийся на современной просвещенно-рационалистической национальной культуре и исламской национальной духовной жизни. Укрепились национальное самосознание, самобытный национальный дух. В процесс татарской национальной консолидации более активно включились татары православной веры, хотя пока они продолжали сознавать себя кряшенами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Историки и бизнес-историки к созданию бизнес-архивов. Пер.пол. 20 в
В 20-х годах 20 века интерес к бизнес-истории (идеология экономич. индивидуализма с идеол.рационализма) – исследовать структуру отдел.фирм, изучить развитие компаний. 1 этап – 20-30 гг. начинания Гарвард.универа в бизнес-архивоведении, Общество истории бизнеса, первые монографии, публикации. Первая программа по бизнес-архивам. В 30-40 ...

Политические реформы Хрущева
Придя к власти Хрущев провел ряд политических реформ: – подчинил МВД и КГБ местным партийным органам; – прекратил репрессии, провел пересмотр дел, реабилитацию заключенных, изменил систему ГУЛАГа; – на ХХ съезде партии в феврале 1956 года выступил с докладом о культе личности Сталина. В результате этих реформ ему удалось вывести из ...

Опричнина
Опримчнина — период в истории России (приблизительно от 1565 до 1572 года), обозначившийся государственным террором и системой чрезвычайных мер. Также «опричниной» называлась часть государства, с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников («Государева опричнина»). Опричниками назывались люди, составлявшие ...