Мировая историческая тенденция. Мировая историческая тенденция формирования и развития просвещенного индустриального общества, часто называемого в литературе "капитализмом", постепенно включала в свою орбиту все новые и новые страны мира. Однако ее реализация в XX в. натолкнулась на труднопреодолимые препятствия. Социальное неравенство и низкий материальный уровень жизни народа, игнориро- вание властями гражданских прав и свобод были чреваты во многих стра- нах революциями и гражданскими войнами. Продолжение колониального гнета предвещало усиление национально-освободительного движения и делало более вероятными освободительные войны. Обострение противоречий между великими державами приближало мировую войну. Все это представляло далеко не оптимальный фон для развития мирового сообщества.
Татарстан вступил в XX в. с большими надеждами на восстановление своей государственности и формирование в стране просвещенного индустриального общества. В то же время было ясно, что достижение этой цели потребует невероятных усилий. Колониальные державы во всем мире еще не были готовы и не хотели расстаться с колониями. Речь шла не только об азиатских и африканских колониях. Даже в Европе оставались пока в статусе зависимых стран Ирландия, Чехия, Словакия, Польша, Болгарское княжество, Албания. Остро стал вопрос о национальном освобождении в России.
Проблемы национального освобождения в России. В XX в. русская самодержавная монархия вступила, уверенная в своем имперском величии. Дело не в том, что Россия стала процветающей страной. До простого народного благополучия, свободы и демократии ей было еще далеко. Россия нуждалась в продолжении реформ Александра II. Тем не менее Николай II, вступая на престол в 1894 г., присягнул в вер-ности отцовским контрреформам 1889—1892 гг., заявив: твердо и не-уклонно "буду сохранять начала самодержавия".
Главными показателями величия России, отмеченными в дни праз- днования 300-летия дома Романовых в 1913 г., были обширные территориальные приобретения, которые, однако, империя не могла освоить. Множество присоединенных народов приходилось держать в узде, Этo было наибольшее территориальное расширение Российской само-державной империи. В Поволжье и Приуралье — регионе наиболее ранней русской колонизации продолжалось национальное угнетение татар, млри, мордвы, чувашей, удмуртов, башкортов. Организовывались великодержавные акции разжигания в русском народе неприязни к ним. 1892—1896 гг. был сфабрикован судебный процесс над группой крес-тьян-удмуртов села Старый Мултан Вятской губернии по обвинению и убийстве с религиозной целью. В конце XIX в. по Украине, Белорус-ии и Польше прошла волна очередных еврейских погромов. В Польше шквидировались остатки ее самостоятельных учреждений. Был закрыт польский банк. Шла русификация школ. Начались ограничение и ликвидация самостоятельных учреждений Финляндии. Была упразднена состоятельность почты, упразднен комитет по финляндским делам.
I рудно шло освоение Северного Кавказа. Режим военной оккупации, становленный здесь с начала XIX в., не принес примирения. К началу XХ в. территория России расширилась в направлении Казахстана
IСредней Азии, вновь вызвав к жизни так называемую "ту земскую политику". С точки зрения соотношения между русским народом и лишенными национально-государственных прав нерусскими народами, критический уровень оказался несколько превышенным. Русские со-стаавляли в империи 43% населения, а нерусские — 57%.
Тем не менее царское правительство строило новые грандиозные планы территориальных приобретений. Разрабатывались планы захвата Дарданелл и выхода к Средиземному морю, объединения вокруг русского народа балканских православных славян. Одному из вдохно-вителей контрреформ М.Н. Каткову даже мерещилось "признание русского языка общеславянским".
Национальная консолидация. В XVIII—XIX вв. татарское общество на основе компромисса с царским правительством довольно успешно прошло этап национальной консолидации. Произошло национально-культурное сближение между различными группами поволжских татар (булгаро-казанскими татарами, касимовскими татарами, татара-ми-мишарами, а также существовавшими в них подгруппами — татарами-тептярами, пермскими татарами, чепецкими татарами и другими) Это был новый уровень татарской национальной общности, базировавшийся на современной просвещенно-рационалистической национальной культуре и исламской национальной духовной жизни. Укрепились национальное самосознание, самобытный национальный дух. В процесс татарской национальной консолидации более активно включились татары православной веры, хотя пока они продолжали сознавать себя кряшенами.
Карьера
в 1919—1931
Осенью 1919 года Лаврентий Берия поступил на службу в контрразведку при Комитете государственной обороны Азербайджанской республики. Но в биографических анкетах своей работы в буржуазной контрразведке Берия не скрывал, в письме к Г.К. Орджоникидзе в 1933 году писал, что «в мусаватскую разведку… был послан партией и что вопрос этот разби ...
Социально-экономический образ жизни
Страна городов. Расцвет Волжской Булгарии в XI—XIII вв. ярко проявляется и в обновлении социально-культурного образа жизни — в повышении уровня производства и жизни населения в городе и деревне, а также культуры быта; в изменениях в сфере образования и духовной ориентации; в. углублении этнокультурного и этнополитического сознания.
&qu ...
1917 год стране: основные события, характер и значение революционных потрясений
в стране. На пути к 1917 году
После 1907 года в России медленно проводились буржуазно-демократические реформы. Для экономики самым успешным стал 1913 год,
когда по объему производства Россия вышла на 2 место в мире и на 1 место в Европе. С 1910 года в стране начался рост забастовочного движения. Вступление России в I Мировую войну вызвало, как и в других воюющих ст ...