В исторической литературе этот процесс определен как формирование современной татарской нации. Все татары, живущие в Составе многонационального российского государства, говорили на общем для них современном татарском языке, пользовались общенациональной! письменностью, основанной на арабской графике. Успешно функционировала современная национальная система образования, включающая начальную, среднюю и высшую школу, общепризнанными стали многожанровая национальная литература и национальное книгоиздательство, появились профессиональная татарская музыка, современное национальное изобразительное искусство. Сохранялся национальный характер исторической территории татарского народа с ее географически-хозяйственными традициями. Татарский национальный язык и письменность, татарскую национальную литературу воспринимали как свою сибирские татары. Национальное самосознание, чувство принадлежности к современной татарской нации были характерны татарской диаспоре в Москве и Санкт-Петербурге, на Украине и Кавказе, в Казахстане и Туркестане, на Дальнем Востоке. Национальная консолидация стала важным этапом в татарском национальном возрождении, открывшим перспективу национально- политической консолидации.
Татарское общество к началу XX века. Согласно выборке из итогов Всероссийской переписи 1897 г. по 12 губерниям, численность татар Волго-Уральского региона Д.М. Исхаков определяет в 2249,5 тыс. человек. По губерниям этот подсчет выглядит так (в тыс. человек): Казанская — 675,4, Уральская — 609,1, Самарская — 259,8, Вятская — 147,2, Симбирская — 133,9, Оренбургская — 126,2, Саратовская — 94,6, Пермская — 81,2, Пензенская — 58,5, Нижегородская — 41,3, Тамбовская — 17,0, Рязанская — 5,0. Ни в одной из этих губерний татары не представляли большинства населения. Большинство принадлежало русским. На этой основе царское правительство представляло татар как национальное меньшинство, "вкрапленное" в среду большой мае- сы русского населения. Фактически же татары не были "пришельца- ми", осевшими на русской земле. Такую видимость создала царская , колонизаторская политика. Несмотря на территориальную расчленен- ность, национальное единстро татарского общества укрепилось. Татарский народ не чувствовал себя нацменьшинством на своей исторической земле.
Эта более чем двухмиллионная нация имела социальную струк-туру аграрно-промышленного общества. Х.Х. Хасанов по итогам той же переписи 1897 г., но уже по 13 губерниям, число татар, самостоятельно ведущих хозяйство, и членов их семей установил в 1865,1 тыс. м говек. Из них, согласно существовавшему тогда официальному социальному делению, к крестьянам было отнесено 1734733 человека (43,01%), к торгово-промышленным предпринимателям — 7565 че-ювек (0,41%), к рабочим — 68626 человек (3,68%), к мещанам —2726 человек (1,75%), к духовенству — 11084 человека (0,59%), к чиновничеству — 8861 человек (0,48%), к прочему населению — 1547 человек (0,08%).
К началу XX века в значительной степени была восстановлена разрушенная в XVI в. городская жизнь татарской нации. Доля горожан в общей численности татарского населения составляла в 1912 г. почти 5 % при среднероссийском показателе в 15 %. В Казанской губернии из 675 тыс. татарского населения городских жителей было 85 тыс. (5,2 %), из 833 тыс. русского населения горожане составляли 113 тыс. человек (17 %). Отставание численности татар-горожан от среднероссийского уровня, как и отставание развития татарской промышленности, было результатом целенаправленного государственного сдерживания и ограничения, установленных для татар в этих властях. В значительной степени устойчивость татарскому обществу придавала довольно крепкая, цивилизованная семья.
Татарское общество понимало, что оно живет совместно с русским
о6ществом в составе русского государства. Татары берегли свои наци-окальные традиции в быту и в общественной жизни, дорожили своими национальными исламскими духовными ценностями. Так же ответственно они относились к своим гражданским обязанностям,
аконопослушно соблюдали правовые нормы, определявшие общественные отношения в государстве. Жизнь в одном государстве сблизила татар с русскими, да и с другими национальностями. Обычным лвлением стали дружба и взаимопомощь всех национальностей, честное взаимодействие предпринимателей в торгово-промышленных делax и т.д. Нередкими были межнациональные браки. Не исключались переходы из одной конфессии в другую. Татарские национальные интересы формировались не только в рамках Татарстана, но и, в определенной степени, в рамках Российского государства. Установление и стране демократического государственного строя, ставящего в центре своей деятельности благо русского и других народов, рассматриваюсь как общее дело. Требование политической свободы не было местью русскому народу за долгие годы национального гнета, не преследовало цели ослабить русское государство.
Противоречие нэповской экономики, ее кризисы.
НЭП, испытывающий то в меньшей, то в большей степени административно- командное давление, был обречён на кризисы. То и дело напоминавший о себе приоритет политики над экономикой вносил сбои в механизмы НЭПа. Сказывались и просчёты в руководстве экономикой.
Первый кризис НЭПа в 1923 г., как и последующие (1925-1926гг. 1928-1929гг), был ...
План экономии английского банкира Дж.Мэя
Экономический кризис 1929 - 1933 гг., поразив ведущие стран мира, не миновал и Великобританию. Объем промышленного производства упал на 15%, особенно пострадали традиционные отрасли - металлургическая, угольная и др., сократились посевные площади, объем внешней торговли сократился в 2 раза, торговый баланс был дефицитным, увеличилась бе ...
Объединение Русских земель вокруг Москвы и становление единого Российского
государства. Противостояние Орде
В 1236 году
северо-восточная Русь подверглась нашествию татаро-монголов. Татарское иго привело к обособлению северо-восточной Руси от Руси юго-западной, которая постепенно попала в зависимость от Польши и Великого княжества Литовского. Власть владимирских князей постепенно усиливалась, приобретая черты деспотии
, и не давая усилиться в ...