Вступление на путь национального освобождения
Страница 2

История » История Татарстана с древнейших времен до наших дней » Вступление на путь национального освобождения

В исторической литературе этот процесс определен как формирование современной татарской нации. Все татары, живущие в Составе многонационального российского государства, говорили на общем для них современном татарском языке, пользовались общенациональной! письменностью, основанной на арабской графике. Успешно функционировала современная национальная система образования, включающая начальную, среднюю и высшую школу, общепризнанными стали многожанровая национальная литература и национальное книгоиздательство, появились профессиональная татарская музыка, современное национальное изобразительное искусство. Сохранялся национальный характер исторической территории татарского народа с ее географически-хозяйственными традициями. Татарский национальный язык и письменность, татарскую национальную литературу воспринимали как свою сибирские татары. Национальное самосознание, чувство принадлежности к современной татарской нации были характерны татарской диаспоре в Москве и Санкт-Петербурге, на Украине и Кавказе, в Казахстане и Туркестане, на Дальнем Востоке. Национальная консолидация стала важным этапом в татарском национальном возрождении, открывшим перспективу национально- политической консолидации.

Татарское общество к началу XX века. Согласно выборке из итогов Всероссийской переписи 1897 г. по 12 губерниям, численность татар Волго-Уральского региона Д.М. Исхаков определяет в 2249,5 тыс. человек. По губерниям этот подсчет выглядит так (в тыс. человек): Казанская — 675,4, Уральская — 609,1, Самарская — 259,8, Вятская — 147,2, Симбирская — 133,9, Оренбургская — 126,2, Саратовская — 94,6, Пермская — 81,2, Пензенская — 58,5, Нижегородская — 41,3, Тамбовская — 17,0, Рязанская — 5,0. Ни в одной из этих губерний татары не представляли большинства населения. Большинство принадлежало русским. На этой основе царское правительство представляло татар как национальное меньшинство, "вкрапленное" в среду большой мае- сы русского населения. Фактически же татары не были "пришельца- ми", осевшими на русской земле. Такую видимость создала царская , колонизаторская политика. Несмотря на территориальную расчленен- ность, национальное единстро татарского общества укрепилось. Татарский народ не чувствовал себя нацменьшинством на своей исторической земле.

Эта более чем двухмиллионная нация имела социальную струк-туру аграрно-промышленного общества. Х.Х. Хасанов по итогам той же переписи 1897 г., но уже по 13 губерниям, число татар, самостоятельно ведущих хозяйство, и членов их семей установил в 1865,1 тыс. м говек. Из них, согласно существовавшему тогда официальному социальному делению, к крестьянам было отнесено 1734733 человека (43,01%), к торгово-промышленным предпринимателям — 7565 че-ювек (0,41%), к рабочим — 68626 человек (3,68%), к мещанам —2726 человек (1,75%), к духовенству — 11084 человека (0,59%), к чиновничеству — 8861 человек (0,48%), к прочему населению — 1547 человек (0,08%).

К началу XX века в значительной степени была восстановлена разрушенная в XVI в. городская жизнь татарской нации. Доля горожан в общей численности татарского населения составляла в 1912 г. почти 5 % при среднероссийском показателе в 15 %. В Казанской губернии из 675 тыс. татарского населения городских жителей было 85 тыс. (5,2 %), из 833 тыс. русского населения горожане составляли 113 тыс. человек (17 %). Отставание численности татар-горожан от среднероссийского уровня, как и отставание развития татарской промышленности, было результатом целенаправленного государственного сдерживания и ограничения, установленных для татар в этих властях. В значительной степени устойчивость татарскому обществу придавала довольно крепкая, цивилизованная семья.

Татарское общество понимало, что оно живет совместно с русским

о6ществом в составе русского государства. Татары берегли свои наци-окальные традиции в быту и в общественной жизни, дорожили своими национальными исламскими духовными ценностями. Так же ответственно они относились к своим гражданским обязанностям,

аконопослушно соблюдали правовые нормы, определявшие общественные отношения в государстве. Жизнь в одном государстве сблизила татар с русскими, да и с другими национальностями. Обычным лвлением стали дружба и взаимопомощь всех национальностей, честное взаимодействие предпринимателей в торгово-промышленных делax и т.д. Нередкими были межнациональные браки. Не исключались переходы из одной конфессии в другую. Татарские национальные интересы формировались не только в рамках Татарстана, но и, в определенной степени, в рамках Российского государства. Установление и стране демократического государственного строя, ставящего в центре своей деятельности благо русского и других народов, рассматриваюсь как общее дело. Требование политической свободы не было местью русскому народу за долгие годы национального гнета, не преследовало цели ослабить русское государство.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Средневековый город
Молодые европейские города зарождались из античных городов (Рим, Афины, Марсель и др.); возникали на месте бывших племенных поселений, чаще германских племен. Города образовывались на пересечении торговых путей — сухопутных, речных и морских. Ремесленники и торговцы часто селились вблизи вотчин, замков и монастырей, где могли приобретат ...

Лето – осень 1941 года
22 июня 1941 года Германия и ее союзники напали на СССР.Против 5,5 миллионов человек СССР выставило 3 миллиона человек. Немецкое командование планировало наступая на Москву, Ленинград и Киев через 5 месяцев выйти к Волге и на линии Архангельск – Астрахань завершить войну. Сталин пренебрегал информацией разведки и поэтому страна к напад ...

Жены
Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева — первая жена царя Ивана Грозного и первая русская царица. Была выбрана царем на смотре невест из 1500 девиц. Венчалась с царем в феврале 1547 г., умерла в июне 1560 г. Славилась добротой и помощью бедным. За 13 лет брака Анастасия родила царю шестерых детей, из которых дочери и первый сын Дмитрий ра ...