С 1906 г. началось издание периодических журналов на татарском языке. Первым литературно-политическим журналом стал "Ал гаер ал джадид" (Новое время), выходивший в Уральске. В дальнейшем к нему присоединились ставшие популярными журналы "Шура" (Совет), "Яшен" (Молния), "Иктисад" (Экономика), "ан" (Сознание), "Сююмбике", "Ак юл" (Светлый путь) и др. По неполным данным, в 1905—1917 гг. было создано на татарском языке до 120 наименований газет и журналов. Выходили они в разных городах: Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Мензелинске, Оренбурге, Уфе, Астрахани, Самаре, Симбирске, Саратове, Томске, Семипалатинске, Уральске, Троицке, Петропавловске (Казахстан), Ташкенте, Коканде и некоторых других городах.
Издания эти были рассчитаны на обслуживание всех слоев татарского общества. Среди журналов были художественные, общественно-политические, научно-популярные, сатирические. Выходили специальные детские ("Тэрбияи этфал" — Детское воспитание), женские ("Сююмбике") издания. Значительное место занимали издания, посвященные исламской вере, исламской этике, жизни в исламском мире: "Ал галэм ал ислам" (Мир ислама), "Ад Дин вэ ал эдэп" (Религия и этика). Политические ориентации их условно можно было определить как национально-либеральная, национально-радикальная и исламско-либе-ральная. Все они были в оппозиции к существующему режиму самодержавной монархии, игнорировавшему национальные права татарского народа, продолжавшему политику национального притеснения. Национальное объединение и обновление национальной жизни во всех областях, включая обновление российской жизни, — лейтмотив всех этих изданий. Не случайно первая татарская газета была названа "Hyp". Понятия "свобода" и "обновление" составляют содержание всех изданий этих лет, присутствуют в названии большинства газет и журналов: "Азат" (Свободный), "Ал ислах" (Реформа), "Яна тормыш" (Новая жизнь) и т.д. В качестве авторов в периодической печати выступали представители всех слоев татарского общества. Сотрудничали в этих газетах и журналах татарские поэты и писатели, политические, общественные и религиозные деятели, ученые и педагоги.
Татарская периодическая печать стала демократической трибуной, обеспечившей татарскому обществу широкую возможность обмена мнениями. В ходе этого обмена мнениями вырабатывалась та национальная идея, в центре которой стало национальное освобождение Татарская периодическая печать способствовала мужанию национального движения, призванного реализовать эту идею.
Буржуазия и низшие слои населения
В начале XVII в. английская буржуазия по своему составу была очень неоднородна. Так, например, ее верхний слой состоял из нескольких сот наиболее денежных представителей лондонского Сити и провинции. Это были люди, которые пожинали плоды тюдоровской политики покровительства отечественной промышленности и торговле. В качестве откупщик ...
Вахтмейстер
В первый раз уличная сатира коснулась москвичей в девяностых годах восемнадцатого столетия. В это время в Москве вошёл в большую моду «английский вокзал». Последний стоял близ Рогожской заставы и Дурного переулка.
Место это теперь застроено домами после пожара 1812 года. Вокзал содержал иностранец Медокс, происхождением грек или англич ...
Позиция Лысенко в дискуссии о генетике
Развернись, моя гармошка, Мы с подружкою вдвоем
Академику Лысенко
Величальную поем. Он мичуринской дорогой к цели наш народ ведет, морганистам-вейсманистам нас дурачить не дает!
Частушка 40-х годов
Трофим Лысенко родился 30 сентября 1898 г. в семье довольно зажиточного крестьянина. Он окончил Полтавскую садоводческую школу, с 1917 п ...