Вступление на путь национального освобождения
Страница 7

История » История Татарстана с древнейших времен до наших дней » Вступление на путь национального освобождения

С 1906 г. началось издание периодических журналов на татарском языке. Первым литературно-политическим журналом стал "Ал гаер ал джадид" (Новое время), выходивший в Уральске. В дальнейшем к нему присоединились ставшие популярными журналы "Шура" (Совет), "Яшен" (Молния), "Иктисад" (Экономика), "ан" (Сознание), "Сююмбике", "Ак юл" (Светлый путь) и др. По неполным данным, в 1905—1917 гг. было создано на татарском языке до 120 наименований газет и журналов. Выходили они в разных городах: Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Мензелинске, Оренбурге, Уфе, Астрахани, Самаре, Симбирске, Саратове, Томске, Семипалатинске, Уральске, Троицке, Петропавловске (Казахстан), Ташкенте, Коканде и некоторых других городах.

Издания эти были рассчитаны на обслуживание всех слоев татарского общества. Среди журналов были художественные, общественно-политические, научно-популярные, сатирические. Выходили специальные детские ("Тэрбияи этфал" — Детское воспитание), женские ("Сююмбике") издания. Значительное место занимали издания, посвященные исламской вере, исламской этике, жизни в исламском мире: "Ал галэм ал ислам" (Мир ислама), "Ад Дин вэ ал эдэп" (Религия и этика). Политические ориентации их условно можно было определить как национально-либеральная, национально-радикальная и исламско-либе-ральная. Все они были в оппозиции к существующему режиму самодержавной монархии, игнорировавшему национальные права татарского народа, продолжавшему политику национального притеснения. Национальное объединение и обновление национальной жизни во всех областях, включая обновление российской жизни, — лейтмотив всех этих изданий. Не случайно первая татарская газета была названа "Hyp". Понятия "свобода" и "обновление" составляют содержание всех изданий этих лет, присутствуют в названии большинства газет и журналов: "Азат" (Свободный), "Ал ислах" (Реформа), "Яна тормыш" (Новая жизнь) и т.д. В качестве авторов в периодической печати выступали представители всех слоев татарского общества. Сотрудничали в этих газетах и журналах татарские поэты и писатели, политические, общественные и религиозные деятели, ученые и педагоги.

Татарская периодическая печать стала демократической трибуной, обеспечившей татарскому обществу широкую возможность обмена мнениями. В ходе этого обмена мнениями вырабатывалась та национальная идея, в центре которой стало национальное освобождение Татарская периодическая печать способствовала мужанию национального движения, призванного реализовать эту идею.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Гербъ рода графа Гудовича
В щите, разделенном на четыре части, посередине находится сияющее солнце, на котором изоб­ражено имя Его Величества Госу­даря Императора Павла Первого. В правой верхней и левой нижней частях в зеленом поле помещен золотой крест, поставленный на золотой подкове, а внизу подковы крестообразно положены две зо­лотые стрелы остроконечием вве ...

Свертывание НЭПа, его итоги.
НЭП официально никогда не был отменён. Он был задавлен, так и не успев раскрыть своих качеств в полной мере. Но существовавшие в период НЭПа буржуазные отношения материальную основу для подъёма экономического развития промышленности и сельского хозяйства на основе здоровой инициативы. Суть НЭПа заключалась в экономическом и политическом ...

«Страна, художники которой в эти суровые дни создают произведения бессмертной красоты и высокого духа, ─ непобедима!»
«В годы войны наш народ защищал не только свою землю. Он защищал мировую культуру. Он защищал всё прекрасное, что было создано искусством,»1 ─ писала Татьяна Тэсс. Действительно, советские люди стремились сохранить и уберечь от фашистского варварства всё то культурное наследие, которое им осталось от мастеров прошлого. Ведь герман ...